Уточнение ответственности: эффективность концессионных проектов с ТКО повысят законодательно

Уточнение ответственности: эффективность концессионных проектов с ТКО повысят законодательно

Уточнение ответственности: эффективность концессионных проектов с ТКО повысят законодательно Кирилл Зыков/ АГН «Мрсква»
На состоявшемся на днях мероприятии представители Национального центра государственно-частного партнерства (ГЧП) и Российского экологического оператора (РЭО) совместно с участниками рынка обсудили наиболее актуальные поправки, подготовленные экспертным сообществом в целях совершенствования концессионного законодательства, регулирующего правила работы с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Работа над внесением изменений в федеральный закон о концессиях (115-ФЗ) в части проектов обращения с ТКО началась еще в прошлом году. Как заявила модератор мероприятия, руководитель департамента ГЧП РЭО Александра Голованова, по итогам первичных дискуссий эксперты наццентра ГЧП доработали изначальную версию законопроекта. Получившийся на выходе документ прежде всего направлен на закрепление в 115-ФЗ отдельного регулирования сферы обращения с ТКО. «Также мы уточнили обязанности публичной стороны в рамках реализации соглашений, — добавила она, — скорректировали и несколько расширили перечень объектов, которые могут быть объектами концессионных соглашений и проектов ГЧП. И предоставили возможность РЭО выступать на стороне концедента, исполняя ряд прав и обязанностей».

«Принятие такого законопроекта позволит урегулировать спорные моменты и повысить качество и эффективность проектов, — уверена управляющий директор Национального центра ГЧП Анна Батуева. — Все эти вопросы чаще всего всплывают у сторон на переговорах и при проработке инициатив. Аналогичные поправки предполагается разработать и в 224-ФЗ».

В свою очередь, заместитель генерального директора по правовым вопросам РЭО Алексей Макрушин считает, что ряд положений документа все же требует уточнений. Например, в РЭО настаивают на нецелесообразности заключения концессий в сфере обращения с ТКО муниципалитетами. Кроме того, предлагает эксперт, нужно подумать, как урегулировать участие региональных операторов в концессиях, проработать степень ответственности инвесторов-концессионеров за выполнение показателей отраслевого федерального проекта. Что касается рекультивации, то этот вопрос также требует дополнительной детализации, так как размер расходов на рекультивацию во многом зависит от качества эксплуатации оператором таких объектов ТКО.

Представители субъектов РФ, профильного бизнеса и консультанты в целом поддержали предложенные поправки в концессионное законодательство в сфере обращения с ТКО. При этом на региональном уровне получила поддержку новелла о возможности включения двух и более объектов, находящихся в пределах субъекта, в одну концессию. По общему мнению участников дискуссии, это позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов в целом и комплексно решать проблему обращения с отходами.

Вместе с тем, некоторые эксперты предупредили, что укрупнение проектов может вызвать вопросы со стороны контролирующих органов. Что касается муниципальных концессий, то по этой теме мнения разделились. Поддержку среди спикеров нашли положения, касающиеся гарантий возврата недополученных доходов, а вот вопросы рекультивации большинство из них считает необходимым решить сразу на уровне отраслевого законодательства.