У Петербурга в отличие от других регионов было три года, чтобы подготовиться к «мусорной реформе» — такую отсрочку местным властям дали на федеральном уровне. В январе прошлого года был создана компания «Невский экологический оператор» (НЭО), которая и должна была взять на себя решение мусорных проблем мегаполиса. Ее учредителями выступили Санкт-Петербург, Ленинградская область, ООО «Интер РАО» и ООО «ВТБ-инфраструктурный холдинг». Летом 2021 года с оператором был подписан контракт на 10 лет стоимостью 131 млрд рублей. В задачу НЭО вошел весь цикл работ с городскими отходами: новая структура должна была своевременно заключить контракты с управляющими компаниями (УК), перевозчиками, полигонами и перерабатывающими предприятиями. Подрядчики, в свою очередь, обязались вывозить из города около 1,4 млн кубометров твердых коммунальных отходов (ТКО) в год. Чиновники предполагали, что передача «мусорного бизнеса» в единые руки поможет навести порядок в этой сфере, сделать прозрачными тарифы и уничтожить серые схемы, из-за которых на территории Петербурга и Ленобласти постоянно образовывались незаконные свалки мусора.
Однако случилось так, что «мусорные бизнесмены» и чиновники Смольного не учли печальный опыт других регионов и не предусмотрели переходный период с постепенной передачей полномочий от старых, проверенных временем подрядчиков к новой компании. В итоге работа НЭО с первых дней забуксовала в горах мусора. Снимки заваленных мусором дворов и забитых доверху мусоропроводов наводнили социальные сети, на «горячую линию» Смольного обрушились сотни жалоб. Только за первую декаду января число нерешенных обращений на портале «Наш Санкт-Петербург», касающихся вывоза мусора, превысило тысячу. На некачественную уборку и невывоз мусора жаловались жители минимум 13 районов города (всего их 18), чаще всего — Приморского и Невского. Мусорные завалы не спешили убирать на улицах Бутлерова и Верности, Байконурской, Оптиков, Туристской и Яхтенной, Богатырского и Дальневосточного проспектов.
В свою очередь, представители НЭО назвали причины возникшего коллапса. По их словам, виноваты в этом сами петербуржцы, которые в новогодние праздники особенно много мусорили. По подсчетам оператора, на «каникулах» объем отходов вырос сразу на 30%. Кроме того, припаркованные около контейнерных площадок автомобили препятствовали подъезду мусоровозов.
Впрочем, эксперты считают эти доводы всего лишь отговоркой. По словам президента Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнары Борисовой, никаких неожиданных факторов для того, чтобы своевременно убирать этой зимой мусор, не появилось: «новогодние» обстоятельства существовали и раньше, как и проблемы с автомобилями, перекрытыми дворами, контейнерными площадками и т. д., однако такого коллапса никогда не было. Истинную же причину она также видит в том, что в свое время никто не обратил внимания на тот факт, что на торгах на утилизацию мусора лишилась контрактов одна из крупнейших компаний, все эти годы вывозившая мусор из почти половины города (доля рынка, по оценке ФАС, — 42%). Зато их получила гораздо менее мощная компания, в способности которой надежно исполнять полученные большие заказы эксперты сомневались и предупреждали Смольный и НЭО о высоком риске коллапса при переходе на новую систему. Чиновников просили установить переходный период для постепенного перехода на новую систему, но эту просьбу в городской администрации не услышали.
В конце января и вице-губернатор Северной столицы Валерий Пикалев признал, что город столкнулся с проблемами в уборке мусора, и подтвердил: причины этого следует искать в том, что в тендере на вывоз мусора победила компания, не имеющая необходимых мощностей спецтехники и мусорных контейнеров для выполнения этих работ. Кроме того, по его словам, «мусорная реформа» началась в новогодние праздники, когда не хватало специалистов, чтобы грамотно наладить коммуникацию с УК. Еще одной причиной неудач, по мнению чиновника, стало и то, что маршруты четырех районов, откуда надо было вывозить отходы, были недостаточно изучены.
В свою очередь, генеральный директор АО «Невский экологический оператор» Екатерина Горшкова также соглашается, что готовиться к «мусорной реформе» необходимо было тщательнее. По ее словам, хотя количество техники просчитывалось заранее, эти цифры в итоге не совпали с реальностью: практика показала, что одно дело — считать мусор, который придется вывозить, в теории и совсем другое — в реальности. При этом Екатерина Горшкова заверила, что уроки января не пройдут для НЭО даром: все недочеты устраняются и новая техника закупается. В качестве примера были приведены такие цифры: если с 1 по 4 января в Невском районе работало пять машин, то на конец месяца — 24. В Выборгском районе было 14, а будет 21 машина. В Калининском районе количество мусоровозов выросло с 15 до 30. Предполагается, что этого будет достаточно, чтобы стабилизировать ситуацию и избавить Санкт-Петербург от мусорного коллапса. Однако жители Петербурга считают, что оптимизм НЭО проявлен преждевременно.
1,4 млн кубометров мусора в год взялись вывозить из Санкт-Петербурга подрядчики «Невского экологического оператора»
Номер публикации: №04 04.02.2022