Движение только вперед: как разработки Евроцемента помогают «вырастить» свой «строительный хлеб»

Движение только вперед: как разработки Евроцемента помогают «вырастить» свой «строительный хлеб»

Движение только вперед: как разработки Евроцемента помогают «вырастить» свой «строительный хлеб» Евроцемент
Сегодня цементная отрасль страны работает в совершенно новых для себя условиях. Но сложности с поставками импортного оборудования и санкционные ограничения в технологической сфере создают не только труднопреодолимые препятствия, но и открывают окно возможностей для создания и внедрения отечественных продуктов и решений. В числе предприятий-лидеров на этом направлении — Евроцемент. О специфике сегодняшней ситуации в цементной промышленности и инновациях, которые помогут российским строителям и дорожникам решить поставленные правительством задачи, «Стройгазете» рассказала руководитель департамента технического маркетинга АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Наталья СТРЖАЛКОВСКАЯ.

Наталья СТРЖАЛКОВСКАЯ.jpg

«СГ»: Наталья Владимировна, что происходит сегодня в отрасли и какие задачи цементники считают для себя приоритетными?

Наталья Стржалковская: В 2024 году нас ожидает знаменательное событие — мир будет отмечать 200-летие цементной индустрии. Ее появление способствовало созданию абсолютно нового на тот момент направления науки, задало импульс для развития строительных технологий на века вперед. За два века существования в нашей индустрии произошло множество изменений, в том числе касающихся требований к вяжущим и, прежде всего, к цементам.

В настоящее время в числе основных направлений инновационного развития цементной индустрии можно выделить три ключевых. Во-первых, это развитие отечественных технологий производства низкоуглеродистых высококачественных цементов, улучшающих экономику заводских процессов и снижающих выбросы как за счет внедрения новых технологий обжига цементного клинкера и помола цемента, так и благодаря использованию вторичных ресурсов и их комбинаций из отходов промышленного производства, включая техногенные.

Вторая составляющая — это реализация поставленных руководством страны задач по развитию инфраструктурных проектов, в том числе транспортных. Учитывая уникальную российскую географию, нашей стране приходится решать сложные вопросы строительства дорог на вечномерзлых грунтах, в сложнейших гидрогеологических условиях, в различных средах эксплуатации. «Прошить» страну», по остроумному высказыванию президента, современными надежными дорогами будет нелегко, хотя цементники готовы предоставить высококачественные инновационные продукты для этой цели.

А третье важнейшее направление, о котором мы говорим уже очень давно, — это импортозамещение: с точки зрения как развития российской науки и отечественных технологий производства цемента, так и выпуска специальных цементов. Не секрет, что российское строительное производство ориентировалось на использование продукции и технологий международных цементных игроков — для внутреннего производства широко использовались их специальные продукты, включая высокоалюминатные огнеупорные цементы и жаростойкие смеси на их основе, белые цементы и т. д. В результате сложилась достаточно непростая ситуация с производством современных специальных цементов и вяжущих: отечественные производители цементов сначала теряли свои позиции на внутреннем рынке и утратили возможность успешно развиваться, а затем перестали вкладываться в науку и технологии. Как результат, в настоящее время эти технологии у нас пока только начинают развиваться.

«СГ»: Но ведь нельзя сказать, что во всех аспектах дела обстоят совсем уж плохо?

Н.С.: Действительно, мы движемся вперед, есть некоторые основания для оптимизма в рамках решения задач по этим трем направлениям. В числе первых примеров успеха можно назвать создание высококачественного цемента с высоким содержанием ввода минеральных добавок (в том числе, и техногенных отходов). Эти виды цемента уже есть на рынке, продажи растут, имеется целый ряд производителей, сделавших ставку на выпуск такой продукции, то есть в целом данное направление активно развивается. Также достаточно активно расширяется использование альтернативных источников топлива — мы быстро постигаем и развиваем эту науку и технологии, и все большее количество игроков цементной отрасли используют альтернативное топливо, поэтому успех на этом направлении ожидаем. Далее стоит упомянуть технологию применения систем раздельного помола. Такие положительные примеры есть, некоторые компании уже частично применяют раздельный помол, и мы в этой сфере также не стоим на месте. Очень надеюсь, что если нас, цементников, отечественные производители помольных систем не подведут, то мы достаточно быстро преодолеем отставание от зарубежных коллег.

Кроме того, идет расширение внедрения новых технологий обжига для получения энергоэффективных клинкеров. Это очень перспективное научное направление, имеющее прикладной актуальный характер. Наконец, очень горячая тема — выпуск комплексных минеральных вяжущих для укрепления и стабилизации дорожных оснований. На данном направлении прогресс идет семимильными шагами, мы за последние полтора года фактически закрыли очень большую дыру в нормативной базе по этим вяжущим, поэтому здесь тоже есть подвижки.

Все перечисленные технологии уже начали свое развитие в России. И какого-то иного пути тут просто нет: без развития отечественной строительной науки и экспертизы производство отечественного «хлеба строительства» перестанет развиваться в принципе, наступит коллапс цементной отрасли. А это будет означать абсолютную невозможность решения тех задач, которые государство ставит перед всеми нами.

«СГ»: В непростые времена, наверно, внедрять инновации особенно сложно?

Н.С.: Как ни странно, нынешний кризис и связанные с ним проблемы стали спусковым механизмом для очень важных изменений в цементной отрасли и науке. Очевидно, мы все любим спокойную, размеренную и неторопливую жизнь, но, как это часто бывало в истории России, в кризисных ситуациях начинаем принимать более эффективные решения и гораздо быстрее ищем пути преодоления возникших сложностей и препятствий. Сегодняшняя ситуация способствует быстрым и положительным изменениям в цементной науке и индустрии.

Конечно, в цементной отрасли имеется много достижений. И можно было бы предположить, что не нужно делать ставку на развитие, а рациональнее заниматься расширением применения тех материалов, которые уже есть, и акцентировать внимание на дальнейшей их адаптации, совершенствовании и внедрении уже используемых технологий. Но, разумеется, это совершенно не так. Д

оказательством тому может послужить анализ ситуации в патентной сфере. Если мы возьмем временной интервал примерно в 25 лет, то есть с конца XX века по наше время, и из списка патентов за этот период выберем те, что содержат ключевое слово «цемент», то выяснится, что сколько бы мы ни говорили об имеющихся успехах, огромные проблемы в нашей отрасли носят очевидный характер. Факты свидетельствуют, что за четверть века число инновационных идей в отрасли резко упало, и даже не приходится говорить о какой-либо адаптации старых разработок.

Евроцемент

За последние 25 лет выдано всего шесть патентов на отдельные узлы и агрегаты для цементной промышленности! Тогда как за это время мир ушел далеко вперед и были разработаны и осовременены не только те технологии, которые были у нас в стране, но и разработано много совершенно новых узлов, агрегатов и механизмов для цементной промышленности. При этом важно отметить, что большая часть российских патентов выдана на применение цемента, а не на его производство или технологию. Речь скорее идет о развитии технологии изготовления бетона и сухих строительных смесей, а не о цементных вяжущих. И за 25 лет всего два из шести патентов выданы на технологию изготовления клинкеров и цементов, то есть в той области, где наша отраслевая наука должна по преимуществу развиваться.

«СГ»: Что следует предпринять в такой ситуации?

Н.С.: У нас до Второй мировой войны динамично развивалась производственная научная школа в цементной отрасли, во второй половине XX века ставшая мощнейшей в мире. Этот взлет был возможен потому, что обстоятельства того времени, сама жизнь этого потребовали. Но сегодня приходится признать: у нас нет такой школы, мы утеряли связь поколений и возник большой пробел, который без дополнительных усилий ликвидировать не получится. Современный кризис другой, но он тоже ставит нас перед необходимостью создания производственной научной школы, и такая задача должна стоять и перед государством, и перед всеми нами.

Сегодня закрыты возможности для приобретения западных технологий и достижений науки, а отечественные технологии и разработки, многие из которых были очень перспективны, не внедрены, утеряны и забыты, а иногда где-то «с другим лицом» были использованы в иных странах. Поэтому нам самое время вернуться к собственным технологиям, начать их развивать и внедрять.

«СГ»: Эта работа ведется Евроцементом?

Н.С.: Мы активно работаем по всем трем направлениям, которые я выделила ранее, и делаем в этих областях достаточно серьезные шаги вперед. В частности, мы занимаемся альтернативными видами топлива, контролем над выбросами CO2, а также снижением зависимости от разного рода колебаний на рынке энергоносителей. В качестве примера могу выделить два наших достижения, одновременно являющихся и весьма серьезным вкладом в отраслевую науку. Одно из них связано с поставленной 2,5-3 года назад задачей по созданию инновационной технологии получения клинкера, из которого можно изготовить цемент с управляемой кинетикой набора прочности на всех сроках твердения. Задачи по набору высокой ранней прочности обычно решаются за счет быстрого твердения на начальных сроках, когда структура цементного камня еще не сформирована. На этой стадии из-за неоднородности скорости протекания твердофазных реакций гидратации клинкерных минералов цемента и величины их тепловыделения возникают характерные для формируемого цементного камня микроразрушения. Мы поставили себе задачу создать такой цемент, который на всех сроках твердения надежно обеспечивал бы заданную кинетику набора прочности и без микроразрушений. При этом дополнительно получили снижение температуры обжига клинкера почти на 100 градусов по сравнению со стандартным процессом, что, естественно, улучшило экономику и обеспечило снижение выбросов CO2, что также очень важно.

То есть эта технология позволила получить высококачественный продукт с уникальными свойствами, снизила стоимость производства продукции и благоприятно отразилась на экологии. Всего этого удалось добиться за счет оригинального и очень сложного сырьевого состава; он нами запатентован. И когда я говорю, что за последние 25 лет всего два патента касаются технологий производства цемента и клинкера, то это как раз те технологии, которые разработал и адаптировал Евроцемент. Таким образом, мы фактически создали инновационный цемент.

«СГ»: Этот продукт уже используется?

Н.С.: В 2020 году он был нами апробирован на работах по укреплению грунтов на участках по строительству в Калужской области дороги «Карцево-Баранцево» протяженностью около 1,5 км. Там, в оторванном от транспортных артерий населенном пункте, проживают несколько сот человек. В межсезонье туда невозможно было проехать. В целом, при реализации этого проекта был получен блестящий результат. Помимо снижения затрат на строительство примерно на 5% и при одинаковых темпах строительных работ при применении нашего продукта по сравнению с традиционными видами портландцемента можно констатировать, что спустя два года на дорожном полотне не фиксируется никаких видов морозной, коррозионной и термической деструкции, то есть обеспечено полное соответствие дороги проектным значениям. При этом отмечу, что обычно укрепленный грунт сверху укрывается асфальтом, какими-то пропитками и т. п. Но в данном случае он остался на два года абсолютно открыт, и тем не менее никаких следов разрушения на нем нет. С помощью нашего цемента реализован очень экономичный проект, а применение этой технологии способствует внедрению революционных новшеств в практику дорожного и общегражданского строительства.

Учитывая тот факт, что в России с дорогами дела обстоят плохо и много населенных пунктов все еще отсечено от основных магистралей, данная разработка очень полезна. Это не столь громкий дорожный проект, как строительство трассы М-12, но и для федеральных проектов наш продукт тоже можно использовать.

К настоящему времени мы зарегистрировали права на этот способ получения клинкера и цемента и назвали его «Цемент высоких эксплуатационных характеристик управляемого модифицирования». Мы фактически можем создать его под конкретный строительный запрос, что очень важно, так как на выходе цемент получается не только в соответствии с ГОСТ, но и такой, какой нужен для решения очень сложных и амбициозных инженерных задач.

За последние 25 лет первый и единственный патент на создание инновационного цемента был получен не работниками НИИ и не вузовскими учеными, а действующим отечественным производителем цемента.

«СГ»: Вы упомянули и о второй разработке…

Н.С.: Это решение отвечает на вопрос о том, как мы работаем в области импортозамещения, так как оно представляет собой полноценную альтернативу зарубежным микроцементам. Не секрет, что для специальных работ и производства особых составов закупались и завозились импортные микроцементы. Наверно, самым популярным продуктом и флагманом такой продуктовой линейки было особо тонкое вяжущее с плавным непрерывным гранулометрическим составом под маркой MIKRODUR®. Эта торговая марка была разработана мировым цементным игроком Dyckerhoff в содружестве со строителями, зарегистрирована в ЕС и защищена европейским патентом. И, конечно, наши строители завозили в Россию этот продукт, платили за него немалые деньги, потому что аналогов ему в мире мало. Мы в Евроцементе такой задачей увлеклись и разработали особый вид вяжущего, который так и назвали — микроцементом, но пока не дали ему никакого собственного торгового названия. Важно отметить, что его активность (ранняя прочность) на вторые сутки составляет 45-50 МПа. Для сравнения — привычный общестроительный цемент показывает такую прочность через 28 суток. Представляете, какие сложные строительные задачи можно решить с таким инновационным продуктом!

«СГ»: За счет чего удалось этого добиться?

Н.С.: В первую очередь, за счет оптимально подобранного гранулометрического состава, нашего ноу-хау. В настоящее время мы задумались о разработке комплексного вяжущего и ремонтных смесей для дорожного строительства, которые не только позволят снизить расход бетона, что весьма выгодно для клиентов с точки зрения затрат, но и сократят время строительных и ремонтных работ. Ведь один из главных упреков в адрес дорожников состоит в том, что цементобетонные дороги ремонтируются долго, провоцируя пробки и удлиняя время доставки грузов. А мы гарантируем, что с помощью наших продуктов возможно существенно — в три раза! — ускорить проведение ремонтных работ. Сейчас Евроцемент занимается адаптацией этой технологии для серийного производства.

«СГ»: Сегодня многие цементные заводы в стране недостаточно загружены. Наталья Владимировна, как вы считаете, это поможет им быстро освоить выпуск таких оригинальных продуктов и в необходимом количестве оперативно поставить их на рынок?

Н.С.: Это действительно так. Мы задались целью создать продукты, которые бы вдохнули жизнь в заводы, по разным причинам сейчас работающие на 50-70% своей мощности, не такие современные. Сейчас адаптируем эти технологии для старых заводов мокрого способа производства, потому что он дает уникальную возможность выпуска высококачественных клинкеров. Если получится, то это может серьезно разрушить имеющееся и зачастую ошибочное представление о неэффективности мокрого способа, дать новую жизнь тем производствам, которые когда-то посчитали несовременными.

Вообще, думаю, что мы еще не до конца использовали потенциал, и нужно задуматься о том, чтобы в том числе на имеющемся оборудовании задействовать прорывные технологии и развивать их дальше. Мы в Евроцементе планируем с помощью созданных нами инновационных решений не только создать дополнительные возможности для развития цементной отрасли, но и полностью реализовать потенциал существующих цементных заводов, как и положено лидеру отрасли страны.

Наталья СТРЖАЛКОВСКАЯ, руководитель департамента технического маркетинга АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп»:

«За 25 лет первый и единственный в стране патент на создание инновационного цемента был получен не учеными из НИИ или вузов, а действующим российским производителем»

Справочно:

Евроцемент — диверсифицированный промышленный холдинг, один из лидеров цементной отрасли России, с долей рынка порядка 30%. Евроцемент объединяет 16 цементных заводов в стране, а также карьеры по добыче нерудных материалов. Предприятия холдинга расположены в 13 субъектах РФ.