Смольный сказал: «Поехали!»

Смольный сказал: «Поехали!»

Смольный сказал: «Поехали!»

Скоростная электричка свяжет Петербург с аэропортом Пулково

До конца октября петербургские власти объявят конкурс на реализацию проекта по запуску «Аэроэкспресса» между Витебским вокзалом и аэропортом Пулково. Принять участие в консорциуме, который планируется организовать для запуска скоростных электричек, предложили инвесторам из Китая — банку ICBC Limited и его российскому дочернему банку АО «АйСиБиСи Банк».

Смена вокзала

Идея пустить до Пулково скоростной транспорт, не завязанный на городскую уличную сеть, была впервые озвучена в Санкт-Петербурге в 2012 году. Сначала предполагалось проложить линию «Аэроэкспресса» от аэропорта до Балтийского вокзала. Этот вариант предусматривал строительство двухпутной железнодорожной линии от Пулково до грузовой железнодорожной станции Шоссейная. Длина участка должна была составить 5,4 км. Город планировал также открыть второй выход со станции метро «Балтийская» в районе ТРК «Варшавский экспресс». Однако от этой идеи в конечном итоге отказались.

Позднее более удобным с точки зрения логистики был признан другой проект, предложенный специалистами ПАО «Ленгипротранс», — проложить линию от аэропорта к Витебскому вокзалу. По мнению экспертов, этот вариант имеет целый ряд преимуществ. Здесь не надо проводить реконструкцию существующих станций и перегонов Октябрьской железной дороги, а кроме того, на этом направлении отсутствует грузовое движение, что в перспективе позволит повысить скорость пассажирских поездов. Еще одним плюсом является то, что на Витебском вокзале есть сразу две станции метро разных линий — «Пушкинская» и «Звенигородская». Помимо этого к вокзалу подходят многие линии наземного транспорта, здесь есть большое парковочное пространство. По плану новая скоростная линия от аэропорта Пулково «примкнет» к путям Витебского направления в районе станции Шушары. Длина перегона составит 8 километров. Время в пути до Пулково, по предварительным расчетам, составит примерно 30 минут. Расчетный интервал движения — 20 минут.

Заинтересованные стороны

Идея запуска скоростной электрички, на которой можно было бы ездить в аэропорт без «пробок», очень увлекла городские власти. Проект «Аэроэкспресса» даже планировали включить в программу подготовки к Чемпионату мира по футболу-2018. Но позже от этого пришлось отказаться: дорогу просто не успевали построить в срок.

Кроме того, проект выходил очень недешевый, и надо было искать инвесторов. На первоначальном этапе сумма капиталовложений должна была составить 11 миллиардов рублей, затем она увеличилась до 14 миллиардов, потом до 18 миллиардов. Однако, несмотря на удорожание, интерес к проекту проявляют «Группа ЛСР», РЖД и ряд других компаний. РЖД, скорее всего, планирует войти в проект не деньгами, а земельными участками, которые предоставит под строительство линий для легкорельса. «Группе ЛСР», ведущей активное жилищное строительство, нужен транспорт, чтобы улучшить транспортную доступность своих новостроек. Как вариант, «Аэроэкспресс» можно будет использовать для перевозки жителей поселка Шушары, через который пройдет ветка. Подключение к проекту китайских компаний, имеющих большой опыт в строительстве подобных объектов у себя на родине, повысило бы его шансы на реализацию.

А может, на метро?

Впрочем, не все эксперты разделяют мнение, что Петербургу обязательно надо иметь свой «Аэроэкспресс». Аналитики отмечают, что до сих пор почти все аэроэкспрессы, которые действуют в России (кроме московского), работают с убытком. По мнению гендиректора Института территориального планирования «Урбаника» Антона Финогенова, в отличие от Москвы у Петербурга нет острой потребности в строительстве скоростной линии до Пулково. Во-первых, потому что петербургский аэропорт находится гораздо ближе к городу, чем московские аэровокзалы. Кроме того, пассажиропоток Пулково не настолько велик, как у столичных коллег. «Поэтому, если рассматривать альтернативные варианты, то я бы проголосовал за строительство здесь станции метро, — говорит Финогенов. — Этот вариант был бы оптимальным. Да, это будет дороже в два раза, но зато люди могли бы доехать до аэропорта из любой части города без пересадок на другие виды транспорта». Впрочем, эксперт признает, что делать что-то нужно, и если метро не построят, тогда пусть будет «Аэроэкспресс».

Какая судьба ждет проект скоростной электрички, станет известно уже скоро. По словам председателя петербургского Комитета по инвестициям Ирины Бабюк, конкурс на реализацию проекта будет объявлен до конца октября. В планах Смольного завершить в III квартале 2018 года подготовительные работы, а еще через два года закончить все строительные работы. С 2021-го по 2050-й годы перевозки будет осуществлять концессионер. К этому времени, согласно планам развития аэропорта, пассажиропоток Пулково должен достичь уже 17-18 млн человек в год. Перевезти такое количество людей можно будет только при помощи современного скоростного транспорта.


280 млн евро (около 19 млрд рублей) — в такую сумму оцениваются инвестиции, необходимые для строительства линии «Аэроэкспресса» до аэропорта Пулково

Теги: