Не противоречия, но сотрудничество
Заявленная цель мероприятия — «выработать предложения по повышению инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов, а также по механизмам привлечения внебюджетного финансирования в приоритетные проекты страны». Все одобренные на форуме инициативы, как обещают организаторы, будут направлены в правительство для дальнейшей проработки.
Пленарное заседание прошло весело, даже название звучало задорно и подразумевало некое противостояние — «Банки: заработок на инфраструктуре или стимулирование экономического развития?». Кроме того, модератор, вице-президент РСПП, председатель комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и ГЧП Игорь Вдовин выстроил порядок предоставления слова таким образом, что банкиры выступали в завершение сессии, попав в положение оправдывающихся. Но обо всем по порядку.
Первым слово получил директор Департамента строительства правительства РФ Максим Степанов, который дипломатично попенял организаторам на название сессии, отметив, что никакого противостояния нет, напротив, все сотрудничают и ищут пути к эффективной работе. То есть нет противоречия в стремлении зарабатывать и одновременно стимулировать экономическое развитие. Строительная отрасль страны набрала очень хороший темп, и его необходимо поддерживать, особенно в момент, когда у государства есть более приоритетные задачи, что ограничивает приход крупных бюджетных инвестиций. Вместе с тем, по его мнению, сложилась непростая ситуация с реализацией инфраструктурных проектов в связи с высокой стоимостью внебюджетного финансирования. По мнению Максима Степанова, есть предпосылки в обозримом будущем для снижения ключевой ставки.
Эффективное меню
Одним из ключевых на форуме стало выступление первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александра Ломакина. В частности, он отметил: «Для выстраивания дальнейшего инфраструктурного развития страны нужно четкое понимание стратегии действий, понимание инструментов, с помощью которых мы будем эту стратегию реализовывать. Такой набор инструментов уже существует. Так, все российские регионы участвуют в программе «Инфраструктурное меню» (федеральный проект). И есть уже первые промежуточные итоги, которые свидетельствуют, что «Инфраструктурное меню» востребовано и эффективно. Одним из его ключевых механизмов является инфраструктурный бюджетный кредит, предоставляемый регионам на 15 лет по ставке 3% годовых. Особенность такого кредита заключается в том, что регионы сами выбирают те направления, на которых они хотят использовать финансирование». Регионы чаще всего выбирают, по словам замминистра, проекты в сфере ЖКХ и транспортные инфраструктурные проекты, где идет активное включение в работу именно бюджетных средств.
Ждем снижения ставки
В рамках форума также состоялась крайне интересная сессия «Новые автодорожные стройки: сколько нужно рублей и километров?» под модерацией гендиректора Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Марии Ярмальчук, заявившей, что именно высокая стоимость заемных средств препятствует реализации капиталоемких инфраструктурных проектов, и солидаризировавшейся с мнением о том, что высокая ключевая ставка сильно влияет на развитие экономики. «Согласно плану дорожного строительства на 2024-2028 годы, более половины средств, которые будут вложены в развитие инфраструктуры в этот период, приходится на внебюджетные источники. Именно поэтому в данный момент важно разработать новые механизмы привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты», — отметила она.
Участники сессии обозначили основные вызовы для игроков рынка инфраструктурного строительства, возможные решения по их преодолению, обсудили, какое количество денег надо бы добавить, чтобы дорожная отрасль оставалась в тонусе.
Кроме того, темами для обсуждения участников и гостей сессии стали такие стратегически важные вопросы, как потребность в автодорожной инфраструктуре с учетом изменений в логистике, сколько километров дорог необходимо ввести для надежного дорожного каркаса России, имеет ли смысл искать небюджетные деньги для дорожного строительства при очень высокой ключевой ставке.
Номер публикации: №06 16.02.2024