«Резервы выбраны под ноль»

«Резервы выбраны под ноль»

«Резервы выбраны под ноль»
В регионах национальные задачи по строительству жилья не решить без изменения законодательства о КРТ

К 2030 году в дополнение (и в замещение) к существующему сегодня в стране жилому фонду (примерно 3,8 млрд квадратных метров) нужно построить еще 1,2 млрд новых «квадратов». Между тем в регионах заканчиваются свободные площадки, пригодные для жилищного строительства.

В этих условиях одним из главных инструментов реализации нацпроектов должен стать механизм комплексного развития территорий (КРТ), введенный в действие федеральным законом 494-ФЗ от 30 декабря 2020 года. Но проблема в том, что новый закон разом отменил все ранее действовавшие в регионах механизмы комплексного освоения застроенных площадок, а в действующей редакции он лучше всего помогает освобождать под новую застройку преимущественно площадки со старыми пятиэтажками, что экономически оправдано только в Москве. А вот, к примеру, в Новосибирске расселение «хрущевки» в хорошем обжитом районе города местные застройщики просто не потянут — прибыли с проекта для покрытия всех затрат не хватит.

По информации министра строительства Новосибирской области Ивана Шмидта, по состоянию на 10 августа с начала текущего года в регионе введено в эксплуатацию более 810 тыс. кв. м жилья. Расчетный показатель на 2021 год в целом — свыше 1,6 млн «квадратов», а в перспективе строить надо больше, добившись к 2030 году объемов 2,6 млн кв. м в год. Как показала практика, много строить область умеет — например, в 2015 году грядущая «национальная цель» фактически уже была достигнута: объем годового ввода в регионе тогда составил 2,5 млн «квадратов», а нужно создать благоприятные условия для стройки: и это не только спрос. Необходимо увеличить количество вовлеченных в строительный оборот земельных участков, которые сегодня в остром дефиците. «Резервы выбраны под ноль, — конкретизировал областной министр. — Для решения проблемы принимаются различные меры, и один из важных шагов, безусловно, — это введение в действие федерального закона о КРТ».

По словам Ивана Шмидта, в Новосибирской области к настоящему времени подготовлено 11 региональных нормативных актов, необходимых для реализации закона о КРТ. Осталось доработать документы на уровне муниципальных образований — главным образом, Новосибирска. В разработке 6 пилотных площадок КРТ суммарной площадью около 10 га, в развитие которых предполагается привлечь порядка 15 млрд рублей инвестиций. В общем, работа движется, но объем недостаточен. Для постановки на поток требуется усовершенствование «правил игры». В частности, президент Союза строителей Новосибирской области, координатор Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в Сибирском федеральном округе (СФО) Максим Федорченко уверен: расчистка площадок под застройку посредством сноса устаревшего капитального многоквартирного жилья, успешно практикуемая в Москве, еще долго будет неприменима в большинстве регионов. Эксперт приводит такие цифры: при расселении средней стандартной 80-квартирной пятиэтажки в Новосибирске затраты застройщика будут таковы, что одна сотка высвобождаемой земли обойдется ему минимум в 8 млн рублей — при существующей рыночной цене сотки в престижных районах областного центра на уровне 1,5 (максимум 2) млн рублей.

«Расселение домов типовых серий свыше трех этажей за счет инвесторов в основном пока нерентабельно в регионах, — констатирует Максим Федорченко. — Наиболее перспективным представляется расселение «бараков», реновация промзон и внутригородских районов индивидуального жилищного строительства (ИЖС)». Но в новом законе этот момент не прописан. Поэтому, по его мнению, необходимо дополнить законодательство возможностью комплексного развития территорий, занятых индивидуальным жильем, а также обеспечить принятие решений по КРТ для территорий «смешанной» застройки (промзоны, ИЖС, бараки).

Максим Федорченко также напоминает, что ранее эффективные механизмы развития уже действовали, но были отменены и утрачены с появлением 494-ФЗ. Так, для обновления территорий, занятых устаревшей частной жилой застройкой, в Новосибирске готовили к реализации схему комплексного устойчивого развития территорий (КУРТ). В правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) были утверждены границы 123 перспективных площадок КУРТ (суммарно почти 637 га), готовилось их освоение. Но после вступления в силу 494-ФЗ работа приостановилась.

В качестве еще одного, более красноречивого примера утраченного механизма развития можно привести схему развития застроенных территорий (РЗТ). С 2011 года в Новосибирске реализовано 27 договоров об РЗТ, в рамках которых успешно расселено 102 многоквартирных аварийных дома, причем из них только 34 объекта расселено мэрией, остальные 68 домов расселены за счет средств застройщиков (привлечено более 2 млрд рублей). В перспективе по той же схеме планировалось расселить как минимум еще 117 аварийных домов с привлечением бюджетных и частных средств в пропорции 50/50, но с января 2021 года механизм РЗТ был отменен одновременно с введением 494-ФЗ.

«Новым законом не предусмотрен переходный период, поэтому необходимо скорейшее формирование региональной нормативной базы, которая позволит возобновить расселение «аварийки» уже через механизм КРТ», — подчеркнул представитель профсообщества. Кроме того, необходимо усовершенствовать нормативную базу КРТ, чтобы сделать такие проекты привлекательными для частного инвестора. В связи с этим среди прочего предлагается: закрепить в Градостроительном кодексе РФ порядок определения объема строительства у застройщика, подлежащего указанию в решении о КРТ, в целях проведения торгов, снизить или отменить требования к опыту для мелких и средних застройщиков; прямо закрепить обязанность уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить внесение изменений в генплан и ПЗЗ, необходимых для реализации решения о КРТ; закрепить исключительно судебный порядок расторжения договора о КРТ по инициативе властей (чтобы исключить «злоупотребления на местах»). По мнению Максима Федорченко, в силу социальной специфики закона о КРТ, затрагивающего базовые интересы значительного числа людей, при реализации проектов КРТ крайне важно добиваться именно комплексного, гармоничного, полноценного развития территорий.

Максим Федорченко, президент Союза строителей Новосибирской области, координатор НОСТРОЙ в СФО:

Screenshot_1.png

«Законодательство сегодня — это абсолютно живой и развивающийся организм, поэтому изменения нормативной базы должны идти постоянно. Нам нужно все время мониторить практику и, основываясь на выявляемых проблемах, «точечно» менять закон. Нужно активнее внедрять пилотные проекты, «набивать шишки», набираться опыта и идти дальше»
Теги: