Демократизация «бизнеса»

Демократизация «бизнеса»

Грань между «бизнесом» и «комфортом» становится все более призрачной

Управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Мария Литинецкая в блиц-интервью рассказала «СГ-Онлайн» об итогах 2018 года на московском рынке новостроек бизнес-класса. Один из интересных трендов - в сегменте появились жилые комплексы, которые по своим расценкам сопоставимы с объектами комфорт-класса.

Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE

Screenshot_1.png

«СГ Онлайн»: Мария, расскажите вкратце об основных итогах года на рынке новостроек бизнес-класса в цифрах. Что с объемом (в метрах, лотах) и динамикой предложения?

М.Л.: Предложение на рынке столичных новостроек бизнес-класса за год сократилось на 8% по количеству квартир и на 3,5% по их суммарной площади. Снижение не столь впечатляющее, как в массовом сегменте первичного жилья (–25%), если не один важный факт: за год рынок пополнился 21 проектами бизнес-класса. Впрочем, есть и новые старые «премьеры»: в ЖК «Пресня Сити», где ранее продавались только апартаменты, поступили в продажу квартиры, а в проекте «Ривер Парк» началась реализация корпусов бизнес-класса, хотя первые этапы проекта относились к «комфорту». Всего же к концу года предложение новостроек бизнес-класса составляло 14,6 тыс. квартиры общей площадью 1 млн кв. метров. По площади, кстати, рынок данного сегмента оказался больше, чем массовый (0,9 млн кв. метров).

«СГ Онлайн»: Какие изменения произошли в структуре предложения?

М.Л.: По итогам года географическим лидером по объему предложения новостроек бизнес-класса стал Северный административный округ Москвы. Здесь сосредоточено 20% всех квартир в продаже. В течение года он «боролся» за первенство по этому показателю с традиционно излюбленной девелоперами жилья данного класса локацией – Северо-Западным административным округом. СЗАО сохранил за собой вторую позицию (19%), а тройку лидеров замкнул ЗАО (15%). Хорошо сбалансирована структура предложения новостроек по стадии готовности. Примерно в равных долях на рынке представлены комплексы на стадии монтажа этажей (30%), «на котловане» (28%) и с отделочными работами (25%).

«СГ Онлайн»: Как ведут себя цены в бизнес-классе?

М.Л.: Средняя цена новостроек бизнес-класса за год изменилась незначительно. В декабре этот показатель достиг 228,5 тыс. рублей, что на 2,3% больше, чем в декабре 2017 года. В большей степени это связано с изменением структуры предложения, а именно – поступлением в продажу большого числа новых ЖК по стартовым ценам. Они нивелировали средние расценки в сегменте, в то время как в уже «зрелых» проектах цены повышались весьма активно. К примеру, в ЮЗАО, где таких новостроек много, средний квадрат подорожал на 8% (до 258,3 тыс. рублей).

«СГ Онлайн»: Что происходит с реальным спросом и количеством сделок в бизнес-классе?

М.Л.: В 2018 году на первичном рынке жилья бизнес-класса отмечалась высокая покупательская активность. За три квартала 2018 года спрос вырос, по предварительным расчетам, 75% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Как ни странно, основной причиной увеличения покупательской активности, как и в массовом сегменте, стало повышение доступности ипотеки. В 2018 году доля ипотечных сделок в бизнес-классе достигла 40%, что является высоким показателем для сегмента (в массовом сегменте – более 50%). Для сравнения, в 2017 году он находился на уровне 30%, в 2016 году – 27%. Этому способствовало два фактора: самые низкие за всю историю ипотечные ставки, а также выход в продажу новостроек по очень привлекательным для сегмента «бизнес» ценами.

«СГ Онлайн»: Выделите основную тенденцию года на первичном рынке бизнес-класса.

М.Л.: На мой взгляд, основная тенденция 2018 года – это постепенная «демократизация» бизнес-класса. В данном сегменте появились жилые комплексы, которые по своим расценкам сопоставимы с комфорт-классом. Расширилась и география присутствия проектов данного сегмента, охватив те локации, где возводились только массовые новостройки. Грань между «бизнесом» и «комфортом» становятся все более призрачной.