Спасемся сами

Фото: stroi.mos.ru

Реформа саморегулирования может дать толчок развитию строительной отрасли

Состоявшаяся 15 декабря в Москве IV Международная конференция «Практическое саморегулирование» по числу участников втрое превзошла прошлогоднюю. Значительно возросший интерес бизнес-сообщества к теме саморегулирования объясняется, прежде всего, стремлением к самоорганизации в условиях экономического кризиса.

410 1.jpg

Эффект регионализации

Как известно, система саморегулирования в строительстве проходит сегодня через период глубокого реформирования. Одним из важных моментов, требующих осмысления, является регионализация — переход строительных организаций в СРО «по месту прописки», то есть в тот регион, где компания зарегистрирована. К этому обязывает все строительные компании принятый летом федеральный закон №372ФЗ. Данное положение, правда, не коснулось проектировщиков и изыскателей, так как численность таких специализированных организаций на территории многих субъектов РФ значительно меньше, чем необходимо для формирования СРО по новому закону.

410 2.jpg

Президент НОСТРОЙ Андрей Молчанов (справа)

А вот благодаря введению принципа регионализации применительно к строительным компаниям, начали создаваться СРО даже в тех регионах, где их раньше не было. До недавнего времени в 13 регионах, в которых было зарегистрировано свыше 3 тыс. строительных предприятий, не было ни одной СРО. Теперь же в Ульяновской области, например, может появиться две таких организации. И этот пример не единственный. То есть, выполнение требований ФЗ372 повлекло за собой исчезновение «белых пятен» в территориальном распределении организаций НОСТРОЙ. Выступивший по итогам дискуссии на конференции исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин заявил, что появление в регионах новых СРО должно привести к усилению конкуренции между организациями за привлечение новых членов и улучшению работы всей системы.

410 6.jpg

Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин (справа)

Впрочем, идеи регионализации разделяют не все. «Принцип регионализации вводился для борьбы с коммерческими СРО, а также для повышения качества контроля за членами саморегулируемых организаций. На самом деле, член СРО может работать в любом регионе Российской Федерации. Например, член нашей астраханской саморегулируемой организации строит порт на Ямале. Разумеется, я не поеду в Арктику проверять его. Если бы была введена полная регионализация, и было установлено, например, что контракты стоимостью до миллиарда рублей выполняют местные строительные организации, состоящие в СРО, тогда бы все было понятно. А сейчас регионализация половинчатая», — считает координатор НОСТРОЙ по Южному федеральному округу Татьяна Бармина.

410 4.jpg

Среди членов НОПРИЗ тоже преобладает осторожное отношение к идее регионализации СРО. Так, заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Виталий Еремин считает, что регионализация СРО не нужна изыскателям и проектировщикам, в саморегулируемых организациях которых возникает гораздо меньше проблем, чем в строительных СРО. Тем не менее, мой собеседник признал, что у строительных СРО теперь появилась структура, которая позволяет им конкурировать в рамках регионов.

За единство нормативной базы

В докладах и выступлениях в прениях не раз отмечалось, что главным результатом саморегулирования должно стать обеспечение качества и безопасности, внедрение инновационных технологий как в инженерных изысканиях и проектировании, так и в строительстве. Добиться этого можно только с помощью разработки и применения нормативных документов, предусматривающих использование современных материалов и технологий. С этой целью НОСТРОЙ разработал 235 стандартов на процессы выполнения строительных работ, большинство из которых учитывают инновации в строительстве. Более того, строительные СРО должны контролировать применение этих стандартов при возведении объектов капстроительства. Для того чтобы все участники строительного процесса применяли стандарты, их необходимо учесть в проектной документации. Как отметил заместитель исполнительного директора НОСТРОЙ Сергей Пугачев, в какой бы регион ему ни приходилось приезжать, везде возникает ряд вопросов. Прежде всего, как эти стандарты будут увязаны с проектной документацией? Как они будут учитываться национальным объединением проектировщиков и изыскателей? Поэтому, как отмечалось на конференции, НОПРИЗ и НОСТРОЙ должны выступать единым фронтом.

410 8.jpg

Первым шагом в этом взаимодействии может стать подписание соглашения о сотрудничестве в области создания единой нормативной базы в строительстве, прежде всего, в рамках полномочий национальных объединений. Разработанные НОСТРОЙ нормативные документы существуют параллельно с отдельными устаревшими «третьими» частями СНиП на правила производства работ. Национальные объединения заинтересованы в том, чтобы установить статус и иерархию нормативных документов в строительстве, исключить дублирование этих документов. Сергей Пугачев предложил возродить практику совместной разработки стандартов. Он считает, что без поддержки проектировщиков НОСТРОЙ трудно будет добиться применения разработанных им стандартов в проектной документации. Прежде всего, речь идет о внесении ссылок на стандарты НОСТРОЙ, которые содержат инновационные технологии, в разделы ПОС, устанавливающие требования по технологической последовательности работ и контролю за их проведением. В этом, по мнению Сергея Пугачева, заинтересованы как строительные, так и проектные организации.

410 5.jpg

На смену государственному контролю

Законы дают большие возможности для саморегулирования. Но предоставленными возможностями руководители СРО далеко не всегда спешат воспользоваться. И тогда контрольные функции берет на себя государство. Особенно это проявляется в строительстве, где отсутствие действенного контроля за участниками рынка со стороны СРО приходится компенсировать усилением контроля со стороны профильных министерств. Не случайно, по итогам работы секции «Национальные объединения саморегулируемых организаций. Взаимодействие с властью и обществом», руководитель рабочей группы Совета ТПП РФ по саморегулированию «Разработка стратегии развития саморегулирования в РФ», президент СРО оценщиков «Экспертный совет » Алексей Каминский отнес Минстрой России к ведомствам, тяготеющим к усилению государственного контроля.

Соотношение доли контрольных функций между государством и СРО может измениться, если члены СРО начнут активнее выезжать на стройплощадки для проведения взаимопроверок. Такое предложение внес член экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере, руководитель НП СРО «Объединение нижегородских строителей» Александр Мешалов. По его мнению, на проведение взаимопроверок нацеливает саморегулируемые организации 372ФЗ, побуждающий их предупреждать возможный ущерб, чтобы снизить свои финансовые риски. И если организовать взаимодействие СРО со своими членами по-новому, то можно будет добиться снижения административного давления на строительную отрасль.

410 9.jpg

Кадры для строительства

Многое предстоит сделать национальным объединениям и для повышения качества строительного образования. Как отмечалось в докладах на конференции, доля строительных специальностей в вузах за последнее время значительно сократилась, тогда как архитектура и дизайн теперь представлены шире, чем прежде. Как рассказала «СГ» директор департамента профессионального образования НОСТРОЙ Надежда Прокопьева, напрямую повлиять на политику Минобрнауки НОСТРОЙ не имеет возможности, но будет действовать с помощью нового инструмента, появившегося в трудовом законодательстве России — профессионального стандарта.

Чтобы в полной мере реализовать потенциал саморегулирования, бывает, что не хватает необходимых для этого знаний и навыков сотрудникам самих СРО. По этой причине они нередко видят миссию своих организаций упрощенно, и по привычке, имея за плечами большой производственный опыт, путают задачи возглавляемой ими некоммерческой организации с целями, которые ставит перед собой бизнес. О необходимости больше обращать внимание не на экономические результаты деятельности СРО, а на процветание их членов, говорилось на конференции. Порой за саморегулирование берутся люди, не имевшие достаточного практического опыта работы в строительной сфере. Отсутствие необходимых компетенций мешает им успешно решать стоящие перед ними задачи. Как рассказала «СГ» Надежда Прокопьева, в следующем году будут разрабатываться профессиональные стандарты для сотрудников саморегулируемых организаций.

410 917_1466-Edit.jpg

Этим процесс «очищения» кадров не ограничится. Ведь как рассказал «СГ» вице-президент НОСТРОЙ Антон Глушков, причины того, что при реализации 372ФЗ добропорядочно ведут себя только около 40% саморегулирующихся организаций, гораздо глубже, чем недостаточная компетенция их руководителей. «Когда семь лет назад законодатель задумал СРО, он считал, что ключевым словом будет САМОрегулирование, и строители путем различных публичных процедур станут сами определять правила регулирования рынка. На самом деле, из-за большой занятости строителей профессиональной деятельностью сформировался класс функционеров СРО. Общественная деятельность оказалась сложной, трудоемкой, и в нее вовлеклись, в основном, не строители, а юристы. В 80% случаев решения в строительных СРО принимаются исполнительными органами, во главе которых находятся не руководители строительных организаций, а исключительно функционеры. Они заинтересованы, прежде всего, в сохранении СРО, уплате членских взносов, получении своей заработной платы, и действуют совсем не в интересах строительных компаний. Объективности ради надо сказать, что и строительным компаниям до сих пор, в предыдущей трактовке законодательства, членство в СРО предоставляло всего лишь своеобразный административный ресурс. Любой бизнесмен шел по пути наименьшего сопротивления — выбирал ту СРО, где было гораздо проще и дешевле получить допуск. Это и привело к безразличию со стороны строительных организаций и формированию бизнеса вокруг СРО», — констатировал Антон Глушков.