По свободной колее: Евроцемент и РЖД совершенствуют грузоперевозки

По свободной колее: Евроцемент и РЖД совершенствуют грузоперевозки

По свободной колее: Евроцемент и РЖД совершенствуют грузоперевозки Евроцемент
Значительная доля произведенного в России цемента попадает к потребителю по железной дороге, поэтому для предприятий цементной отрасли тема повышения эффективности таких перевозок является ключевой. Об интересном опыте сотрудничества с РЖД по этим вопросам «Стройгазете» рассказал директор по закупкам и логистике Евроцемента Денис НАЗАРОВ.

«СГ»: Денис Юрьевич, для цементников транспортные вопросы всегда были принципиальными. Как Евроцементу сегодня удается повышать эффективность железнодорожной логистики?

Денис Назаров: Нами действительно накоплен большой и позитивный опыт взаимодействия с железнодорожниками. А возможные пути по улучшению грузоперевозок недавно были найдены, например, при организации отгрузки продукции с Мордовцемент (входит в Евроцемент). Это предприятие является одним из наиболее значимых клиентов Горьковской железной дороги (ГЖД), ежесуточная отправка которого в летний период превышает 150 вагонов цемента.

Сотрудничество с ГЖД — пример прагматичного и эффективного подхода, направленного на достижение общих целей. Благодаря слаженной совместной работе за последние годы нам удалось: наладить отправки груженых вагонов локомотивом РЖД за счет формирования состава со специализированного удлиненного пути Мордовцемента; организовать маршрутные отправки, состоящие из порожних вагонов, со станции Нижний Новгород на станцию Нуя; осуществить подборку, формирование и вывод вагонов из Нуи по направлениям в соответствии с планом формирования поездов для исключения дополнительной переработки поездов на станции.

«СГ»: Что это вам даст?

Д.Н.: В первую очередь — рост отгрузки цемента даже в сложившихся непростых условиях. По итогам 2022 года мы рассчитываем осуществить по Мордовцементу свыше 39 тыс. вагоноотправок, что будет на 4,8% выше прошлогоднего результата, в свою очередь, превзошедшего показатель 2020-го. Даже с учетом наметившихся признаков снижения темпов строительства в стране мы рассчитываем на незначительный прирост отгрузки и в 2023 году.

«СГ»: Но есть, наверное, и сложности, сдерживающие рост отгрузки по «железке»?

Д.Н.: Если не брать общую экономическую ситуацию, возможное снижение темпов жилищного и инфраструктурного строительства, то основные проблемы лежат в плоскости организации максимально эффективного перевозочного процесса. Так, например, на большинстве полигонов, на которых работают наши предприятия, мы сталкиваемся с затруднениями в движении порожнего вагонопотока по причинам большого количества малых групп вагонов, оформляемых получателями после выгрузки. К сожалению, средняя величина отправки в адрес наших клиентов составляет 3-5 вагонов, в связи с чем порожний вагонопоток подвергается частой переработке на сортировочных станциях.

«СГ»: Можно ли исправить ситуацию?

Д.Н.: Мы видим решение этой проблемы за счет разработки и внедрения технологий формирования маршрутов порожних вагонов на инфраструктуре перевозчика, состоящих из вагонов назначением в адрес одного предприятия, при этом обезличенных по роду подвижного состава и собственнику. В настоящее время совместно с «Первым промышленным оператором» мы разработали и внедрили данную технологию по формированию маршрутов порожняка с Московской железной дороги (ст. Брянск-Льговский) в адрес ст. Подгорное Юго-Восточной железной дороги. Подобная технология уже успешно зарекомендовала себя на Северо-Кавказской железной дороге и планируется к внедрению в направлении еще одного нашего предприятия — Кавказцемента (ст. Абазинка). Мы намерены развивать и тиражировать данный опыт и дальше.

«СГ»: А как бороться с вечной проблемой — высокой сезонностью потребления и перевозки строительных грузов?

Д.Н.: Для уменьшения неравномерности мы предлагаем коллегам из Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД рассмотреть возможность разработки долгосрочных тарифных механизмов с предоставлением скидок в период снижения объемов перевозок строительных грузов, например, в IV и I кварталах. Это простимулирует потребителей цементной продукции к более равномерному ее потреблению и сглаживанию сезонности, в частности к созданию и расширению складских мощностей у грузополучателей. Благодаря этому железная дорога получит явный эффект в виде более равномерной загрузки инфраструктуры и эффективного задействования тяговых и человеческих ресурсов, снижения числа узких мест.

Справочно:

Евроцементом производится каждая третья тонна цемента в России. Компания располагает мощностями по производству до 27 млн тонн продукции, которая востребована в 74 регионах страны