Состоялся бизнес-завтрак «Рынок DIY — взлет и падение в эпоху пандемии»

Состоялся бизнес-завтрак «Рынок DIY — взлет и падение в эпоху пандемии»

Состоялся бизнес-завтрак «Рынок DIY — взлет и падение в эпоху пандемии»

По оценкам участников бизнес-завтрака, в 2021 году рынок DIY-торговли вырастет на рекордные 16%, но затем может последовать стагнация. 

Взрывной рост цен, дефицит сырья и целого ряда торговых позиций, консолидация рынка, стремительное развитие омниканальной торговли и наступление маркетплейсов – главные тренды рынка DIY, перспективы его участников и трансформацию потребительского поведения обсудили на бизнес-завтраке «Рынок DIY — взлет и падение в эпоху пандемии».

Участники бизнес-завтрака оценили уходящий год как успешный, но основные точки роста – повышение цен и рост спроса на товары могут стать и главными сдерживающими факторами в ближайшие годы. По словам генерального директора INFOLine Ивана Федякова, одной из главных тем 2021 года остается повышение цен. Некоторые стройматериалы подорожали в 2-2,5 раза, особенно чувствительно это коснулось арматуры, плит ОСП, обрезной доски, товарного бетона, металлов.​ Ситуация оказалась настолько сложной, что Правительство принимает меры для ограничения роста цен на стройматериалы: с 1 июля 2021 года до конца года введены таможенные пошлины на «влажный» пиломатериал в размере 10%, а с 1 августа 2021 года по 31 декабря 2021 года – временные экспортные пошлины на ключевые товары черной и цветной металлургии с базовой ставкой 15%.

Одновременно растет дефицит на многие категории сырья и товаров, вызванный временной остановкой добычи, производства и логистических процессов на фоне пандемии. По словам заместителя генерального директора Leroy Merlin Марины Фытовой, компании Leroy Merlin пришлось сделать ставку именно на заполнение полок: «Мы очень много работали над тем, чтобы гарантировать в первую очередь наличие товара. Сделали фокус на это, что оказалось выигрышной стратегией, ведь между отсутствием товара по низкой цене и наличием товара на полке, конечно, в приоритете всегда наличие товара», – отметила Марина Фытова. Между тем, рост спроса на первичном рынке жилья, поддержанный запуском льготной ипотеки, продолжает стимулировать спрос на строительные и отделочные материалы. С учетом продаж стройматериалов, товаров для дома и мебели розничный товарооборот в сегменте DIY в первой половине 2021 года вырос на 17,5%. А по итогам года ожидается рекордный рост, который превысит 16%. Это и хорошая, и настораживающую новость одновременно, так как по оценке директор по маркетингу ТД «Петрович» Игоря Колынина, рост цен привел к росту доходов сетей в деньгах, но в отношении числа покупателей картина выглядит менее радужно. Сейчас люди вынуждены заканчивать уже начатые ремонты и строительство, но что ожидает рынок в перспективе, остается под большим вопросом. После таких резких взлетов, как правило, следует длительный спад. 

Не менее важна для рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY тема взрывного роста e-commerce. По оценкам INFOLine, по итогам прошлого года прирост отечественного рынка электронной коммерции в целом составил 44% — это самая стремительная динамика за всю его историю. В России на онлайн-продажи приходится около 7-8%. По прогнозам экспертов INFOLine, к 2025 году этот показатель достигнет 20%. Одновременно аналитики фиксируют рост доли рынка, которая приходится на 10 крупнейших компаний online-торговли. Сегодня она составляет 57%. Отмечается, что уровень консолидации в e-commerce даже выше, чем в офлайн (где на TOP-10 ритейлеров в сегменте DIY приходится около 49% российского рынка).

Кроме того, увеличивается доля online-торговли DIY через маркетплейсы, которые масштабно расширили ассортимент и резко увеличили продажи DIY: за 2020 год Ozon расширил ассортимент в категории «дом, дача, сад» в 3 раза, а Wildberries — более чем в 2 раза в категории «товары для дома и дачи». Маркетплейсы планируют продолжить развитие в сегменте DIY. Об этом рассказали Татьяна Умряева и Иван Бугай. По их словам, они будут конкурировать, в первую очередь, за счет развития экосистем, включая оптимизацию логистических процессов, усовершенствование сервисов по доставке товаров, программы лояльности, распространяющиеся на весь ассортимент товаров и услуг маркетплейса. 

Бизнес-завтрак «Рынок DIY — взлет и падение в эпоху пандемии» стал отправной точкой подготовки к крупнейшему мероприятию на рынке производства и продажи строительно-отделочных материалов и товаров Do It Yourself — Форуму DIY, который пройдет 29 марта 2022 года на выставке МosBuild.

«У нас очень продуктивный тандем: INFOLine и MosBuild уже 10 лет совместно работают над организацией Форума DIY. Март – отличное время, чтобы в начале сезона собраться и обсудить актуальные тренды уходящего года, а также стратегии на будущий. Кроме того, выставка дает возможность специалистам со всей страны собраться в одном месте, и Форум очень уместен именно на MosBuild, поскольку позволяет участникам рынка обменяться впечатлениями и последней информацией», — отметил Иван Федяков.