Сыграли на спрос

Сыграли на спрос

Shutterstock

В Москве резко вырос объем сделок на рынке новостроек бизнес-класса

Управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка рассказала в блиц-интервью «СГ-Онлайн» об итогах 2020 года на рынке новостроек бизнес-класса Москвы. Как выяснилось, льготная ипотека, низкие ставки по депозитам и введение налог на вклады спровоцировали ажиотажный спрос на жилье.

Screenshot_1.png

Надежда, расскажите вкратце об основных итогах года в массовом сегменте в цифрах. Что с объемом (в метрах, лотах) и динамикой предложения?

К концу 2020 года на московском рынке первичного жилья реализовывалось 92 проекта, относящихся к бизнес-классу. Всего в продаже находилось 9700 квартир общей площадью 723 тыс. кв. метров. Таким образом, относительно 2019 года число лотов сократилось на 31,4%, а площадь – на 31,9%. Уменьшение экспозиции связано прежде всего с вымыванием ликвидных лотов из-за повышенной покупательской активности. Такой показатель, как вывод новых проектов, тоже снизился. Если в 2019 году продажи начались в 19 жилых комплексах, то в 2020 – только в 11 объектах.

Какие изменения произошли в структуре предложения?

Что касается предложения, то в 2020 году лидером по числу экспонируемых квартир стал Южный административный округ столицы, доля которого составила 21,6%, что на 7,1% больше, чем в 2019 году. Причина увеличения предложения в ЮАО заключается в повышенной активности девелоперов – в этом округе стартовали продажи двух новых проектов TopHills и Foriver от Ingrad.

В прошлом году на рынке бизнес-новостроек наблюдался рост числа лотов в проектах на начальном этапе строительства. Доля такого жилья выросла в сравнении с 2019 годом на 18% и составила 33,8%. Уменьшилось на 14,5% количество квартир в объектах на этапе монтажных работ, данные лоты составили 22,1% экспозиции. Кроме того, сократилась на 5,3% доля квартир в проектах, введенных в эксплуатацию. На готовые квартиры в 2020 году пришлось 22,1% предложения.

Самыми продаваемыми в 2020 году стали двухкомнатные квартиры – 38,6% рынка. Почти равные доли предложения заняли одно- и трехкомнатные квартиры – 22,7% и 27,6% соответственно. Число многокомнатных квартир составило 7,1% экспозиции, количество студий – 4%. При этом стоит отметить, что студии показали наибольший прирост – 4% за 12 месяцев.

Как вели себя цены?

Согласно подсчетам экспертов «Метриум», в декабре 2020 года средняя цена квадратного метра жилья в новостройках бизнес-класса достигла 300,6 тыс. рублей. В сравнении с предыдущим кварталом стоимость «квадрата» выросла на 9%, относительно 2019 года – на 24,4%. Это было спровоцировано в первую очередь высоким платежеспособным спросом, который привел ко второй основной причине повышения стоимости жилья – сокращению предложения.

Увеличение средневзвешенной цены жилой недвижимости наблюдалось весь 2020 год, но этот процесс шел с разной скоростью. Меньше всего квартиры бизнес-класса дорожали во время локдауна – на 0,5%. После запуска госпрограммы субсидирования ипотечной ставки стоимость квартир начала расти, увеличившись за шесть месяцев на 16%.

Что происходит с реальным спросом и количеством сделок?

В 2020 году на московском рынке новостроек бизнес-класса была подписана 21 тыс. договоров долевого участия. В сравнении с 2019 годом этот показатель увеличился на 33,2%. Примечательно, что темп роста количества сделок с жильем бизнес-класса почти в двое выше, чем в среднем на рынке. Продажи всех квартир и апартаментов в новостройках Москвы повысились относительно 2019 года на 18%.

Выделите основную тенденцию года на рынке новостроек массового сегмента.

Главным трендом 2020 года на рынке первичного жилья бизнес-класса стал высокий спрос. Среди прочего повышение продаж было спровоцировано запуском госпрограммы субсидирования льготной ставки. Правда, льготная ипотека была не единственным триггером. На увеличение спроса сыграли также низкая ставка по банковским депозитам и введение с начала 2021 года налогов на вклады физических. Эти факторы повысили инвестиционную привлекательно жилья, чем и объясняется рост продаж.