Сегодня передовые страны перестраиваются на новый, уже шестой по счету, технологической уклад. Это относится и к России. В нашей жилищно-коммунальной отрасли этот процесс мог бы быть наиболее заметен, но на пути прогресса встал пресловутый кадровый вопрос. Низкая популярность специальностей сферы ЖКХ в ученых заведениях и банальная нехватка молодых специалистов самым негативным образом влияют на реализацию многих федеральных инициатив и проектов. Проведенный специалистами Фонда содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ) анализ показал, что решение этих проблем возможно путем проведения мероприятий по ранней профориентации молодежи, внедрения современных программ обучения и переподготовки кадров, а также формирования кадрового резерва для ЖКХ.
Поиграем
Разработанные сотрудниками Фонда профориентационные, обучающие и образовательные проекты ориентированы на все возрастные группы населения — начиная с 6-летнего возраста и заканчивая категорией 50+. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запущен образовательный интернет-сервис для создания мультипликационных роликов по тематике ЖКХ «ЖЭКАМУЛЬТ» (mult.igra-jeka.ru). Для тех, кто постарше (12-16 лет), была разработана первая обучающая компьютерная игра по ЖКХ «ЖЭКА» (igra-jeka.ru), с которой уже познакомились более 4,5 млн детей из 75 регионов РФ. Этот проект собрал множество наград и премий, игра переведена на несколько иностранных языков и ежегодно включается Министерством науки и высшего образования РФ в перечень олимпиад школьников и их уровней.
«Победа во Всероссийских соревнованиях по игре «ЖЭКА» — это не только еще одна грамота в портфолио участника, а возможность изменить мир вокруг себя к лучшему и даже определиться с выбором будущей профессии», — считает член жюри Всероссийских чемпионатов по обучающей компьютерной игре «ЖЭКА», президент межрегиональной общественной организации «Центр социально-экономических инициатив «Мое Отечество» Сергей Кочнев.
Сориентируем
В рамках проекта «Билет в будущее» по стандартам WorldSkills сотрудниками Фонда ЖКХ был разработан комплекс мероприятий ранней профориентации среди учащихся 6-11 классов. Проект предполагает проведение профориентационного тестирования, по итогам которого ребенок получает возможность принять участие в профессиональных пробах в рамках выбранной компетенции с выполнением практического задания под руководством наставника. На завершающем этапе школьник получает «траекторию профессионального развития» — рекомендации по изучению программ дополнительного образования. Профессиональные пробы прошли испытания в международных детских центрах «Артек» и «Смена».
Обучим
Кроме того, Фонд ЖКХ активно подключился к решению задачи по подготовке в профильных колледжах высококвалифицированных специалистов по наиболее востребованным и перспективным профессиям жилищно-коммунальной отрасли. С этой целью специалистами госкорпорации была разработана новая компетенция «Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», подготовленная в соответствии с международными стандартами WorldSkills и передовыми технологиями. Региональные соревнования по данной компетенции уже проведены в 17 субъектах РФ и их число неуклонно растет.
Одним из ключевых заданий новой компетенции WorldSkills стал специально разработанный для этой цели первый профессиональный тренажер для специалистов ЖКХ «ЖЭКА-ПРОФИ» (jekaprofi. ru). Тренажер решает сразу три задачи: он является прекрасным обучающим инструментом, позволяющим с помощью цифровых технологий погрузить специалиста в локацию реального дома.
«В сфере ЖКХ еще не было компьютерных продуктов, моделирующих процедуру осмотра технического состояния многоквартирных домов. Благодаря Фонду ЖКХ у специалистов теперь появился такой инструмент», — отмечает главный эксперт регионального чемпионата по компетенции «Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», преподаватель Южно-Уральского государственного технического колледжа Наталья Андронова.
Помимо этого, «ЖЭКА-ПРОФИ» является еще и веб-платформой для организации, проведения, тестирования и соревновательного процесса в рамках чемпионатов WorldSkills, а также он выполняет роль рекрутинг-сервиса в сфере ЖКХ.
Закрепим на практике
Недавно экспертная комиссия Фонда ЖКХ приняла участие в рассмотрении студенческих работ, поданных на всероссийский конкурс федерального проекта «Профстажировки 2.0». В рамках этой новой образовательной инициативы, реализуемой совместно АНО «Россия — страна возможностей» и Общероссийским народным фронтом, Фонд ЖКХ предлагает студентам высших и средних профессиональных образовательных заведений разработать проекты по решению отраслевых задач в формате курсовой, дипломной или другой научной работы. Эти кейсы Фонда ЖКХ направлены на определение и повышение энергетической эффективности жилых домов, формирование стратегии массового распространения ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий и оборудования на этапе строительства и капремонта жилых домов, а также связаны с автоматизацией процессов обслуживания многоквартирных домов.
По словам руководителя проекта «Профстажировки 2.0» Ильи Семина, первая волна конкурса объединила представителей 1700 высших и средних учебных заведений из всех регионов страны. В общей сложности на платформе Профстажировки.рф зарегистрировались 81 223 студента, из них 3872 — заявили свои работы. Из представленных на конкурс заявок специалистами Фонда ЖКХ были выбраны четыре, в которых содержались лучшие предложения по повышению энергоэффективности жилого фонда нашей страны. Авторы этих работ получили приглашение пройти стажировку в Фонде в апреле 2020 года.
Расширим горизонты
Современный, игровой, формат взаимодействия с молодежной аудиторией был «закреплен» Фондом ЖКХ также и в рамках первого в нашей стране «Брейнринга по ЖКХ», участниками которого стали студенты Московского региона. Мероприятие было организовано Фондом ЖКХ совместно с Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве (СПК ЖКХ) на территории АНО ВО «Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурностроительный институт».
«Было очень приятно услышать от студентов множество позитивных отзывов как об игре, так и про изучение Жилищного кодекса РФ. Подготовка к брейн-рингу открыла студентам новые горизонты знаний и укрепила интерес к своим профессиям», — считает председатель Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Московской городской думы, председатель СПК ЖКХ Александр Козлов.
Цитата в тему:
Начальник управления обучающих проектов Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Гришина:
«Новый механизм взаимодействия студента, образовательной организации и работодателя на базе проекта «Профстажировки 2.0» является действенным инструментом для устранения трудностей, препятствующих реформированию отрасли и подготовке нового поколения высококвалифицированных кадров. Предложенный подход позволяет увидеть реальные проблемы сферы ЖКХ, найти решение для ее актуальных задач и попробовать себя в профессии»
Кстати:
Разработанные Фондом содействия реформированию ЖКХ компьютерные продукты и образовательные проекты смело можно отнести к передовым обучающим технологиям, позволяющим в легкой и доступной форме освоить молодежи основы грамотного и бережного отношения к жилью, коммунальным ресурсам, применению в быту энергосберегающих технологий, что, в конечном итоге, позволит сформировать активных граждан страны и ответственных собственников жилья.
Более 4,5 млн детей из 75 регионов страны познакомились с обучающей компьютерной игрой «ЖЭКА», разработанной Фондом ЖКХ. Только в 2019-2020 учебном году в III Всероссийском киберспортивном турнире по игре «ЖЭКА: Дом» приняли участие около 6,5 тыс. школьников из Челябинской, Свердловской, Ленинградской, Калужской, Оренбургской областей, Республики Татарстан, Ставропольского края и других субъектов РФ.
Номер публикации: №12 27.03.2020