Вода большого города

Вода большого города

Мосводоканал
Мосводоканал борется за экологию и внедряет новые технологии водоочистки

Мосводоканал на сегодняшний день является самой крупной водной компанией в России: под его управлением находится девять гидротехнических узлов, четыре станции водоподготовки, а также системы подачи и распределения воды, включающие в себя городские насосные станции и регулирующие узлы. О том, как и чем живет компания сегодня, «Стройгазете» рассказал генеральный директор АО «Мосводоканал» Александр ПОНОМАРЕНКО.

Screenshot_1.png

«СГ»: Александр Михайлович, расскажите, пожалуйста, что представляет собой Мосводоканал сегодня, какие самые актуальные задачи стоят перед ним?

Александр Пономаренко: Если говорить о крупных проектах, которые сейчас реализует Мосводоканал, то можно выделить два блока: внедрение новых технологий на объектах компании и модернизация системы водоотведения и водоснабжения Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО).

Сейчас мы реконструируем крупнейшие в Европе очистные сооружения — Люберецкие и Курьяновские, применяем новые технологии и благодаря инновациям обеспечиваем высокое качество очистки стоков и, как следствие, улучшаем состояние Москвы-реки.

Уже проделана огромная работа по борьбе с неприятными запахами: смонтированы дополнительные установки очистки воздуха, а также перекрыты сами источники запахов — на них установили специальные «крышки». Для понимания объема проведенных работ: смонтировано 150 тыс. квадратных метров перекрытий.

«СГ»: Александр Михайлович, расскажите, пожалуйста, подробнее, что удалось сделать на территории ТиНАО и что еще предстоит сделать?

А.П.: Модернизация системы водоснабжения и водоотведения ТиНАО — масштабный инфраструктурный проект, который значительно повысит комфорт жизни миллионов москвичей и улучшит экологию региона. К сожалению, большая часть переданных нам в 2012 году сооружений была в неудовлетворительном состоянии, и когда мы брались за этот амбициозный и необходимый проект, то осознавали, что компании потребуются структурные изменения: слишком большой объем работы в ограниченные сроки нас ждал. Мосводоканал создал новое подразделение — производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства ТиНАО.

Сегодня мы параллельно развиваем как водоснабжение, так и водоотведение в округе. В части водоснабжения некоторые населенные пункты мы перевели на воду московского водопровода, а в некоторых модернизировали систему водоподготовки с применением воды из артезианских скважин. Технология очистки воды до питьевого качества подбирается в зависимости от ее химического состава в конкретной скважине. На сегодняшний день Мосводоканал уже реконструировал 24 водозаборных узла.

Основные мероприятия в системе водоотведения направлены на повышение надежности и реконструкцию очистных сооружений. Какие-то станции мы реконструируем, какие-то полностью выводим из работы (перекачиваем сток на новые сооружения). На начало 2021 года мы завершили реконструкцию 8 локальных очистных сооружений, а всего компания эксплуатирует 20 таких сооружений в ТиНАО.

«СГ»: Москва является одним из очень немногих городов мира, где воду из-под крана можно спокойно пить. Как вам удалось этого добиться?

А.П.: Снабжение жителей чистой питьевой водой — одна из основных задач предприятия. Водоподготовка проходит на Западной, Рублевской, Северной и Восточной станциях. Старейшая — Рублевская — была построена почти 120 лет назад. Их общая проектная производительность составляет 6,37 млн куб. м/сутки, так что Мосводоканал обладает достаточным резервом мощности, чтобы обеспечить водой жителей столичного региона.

Кстати говоря, пусть вас не пугает время постройки — станции постоянно реконструируются, внедряются новые технологии, повышается качество очистки. Все это позволяет обеспечить наших потребителей вкусной питьевой водой.

Например, на наших станциях впервые в России к стандартной схеме добавили технологии нового поколения: процессы озонирования и сорбции на активированном угле, благодаря чему достигается лучшее удаление химических загрязнений, устраняются неприятные запахи и привкусы. Также мы применяем технологию мембранного фильтрования — перспективный метод, обеспечивающий задержание микрочастиц размером до 0,01 микрона.

Инновационные технологии исключают влияние сезонных колебаний состава природной воды и позволяют нам гарантировать качество поставляемых ресурсов вне зависимости от внешних факторов.

Наряду с внедрением новых методов очистки воды совершенствуются и процессы обеззараживания. Например, в 2012 году завершен перевод всех станций водоподготовки на новый реагент — гипохлорит натрия, то есть полностью исключено использование жидкого хлора.

Работы по модернизации станций водоподготовки не останавливаются — так, в планах до 2025 года проведение реконструкции на Западной станции водоподготовки.

«СГ»: Как повлияла эпидемия COVID-19 на вашу работу, проводилась ли какая-то дополнительная обработка воды?

А.П.: Компания подошла к этому нелегкому периоду со всей ответственностью — на станциях водоподготовки были приняты дополнительные меры по обеспечению стабильности водоснабжения и безопасности питьевой воды. Увеличилось количество контрольных заборов воды. Кроме того, каждую смену персонал станций водоподготовки сдавал тесты на коронавирус.

Ну и, естественно, мы выполняли все рекомендации Роспотребнадзора — часть работников была переведена на удаленный режим, осуществляли и осуществляем дезинфекцию и температурный контроль на всех объектах. Работникам выданы средства индивидуальной защиты, в том числе одноразовые маски, перчатки и антисептики.

Стоит отметить, что в этот период возрос интерес пользователей к интернет-ресурсам Мосводоканала. Например, повышенным спросом пользуется сервис, позволяющий проверить качество воды в каждом районе Москвы: узнать данные о водородном показателе, цветности воды, наличии остаточного хлора, жесткости и других, не менее важных показателях.

В 2020 году мы реализовали уникальный проект — в предельно сжатые сроки Мосводоканалом построены сооружения водоподготовки и водоотведения для новой инфекционной больницы в Вороновском поселении ТиНАО. Речь не только о чрезвычайно сжатых сроках на реализацию проекта, но и о его технологической сложности. Практически «в чистом поле» был создан полный комплекс водоподготовки и водоотведения.

«СГ»: Учитывая большой размах жилищного строительства, многих интересует, откуда поступает вода в Москву и хватит ли ее москвичам?

А.П.: Источники водоснабжения — Москворецко-Вазузская и Волжская водные системы, которые объединяют 15 водохранилищ. Чтобы закрыть вопрос о том, хватит воды или нет, отмечу, что на сегодняшний день суммарная водоотдача используемых систем в 2,5-3 раза превышает потребности города в питьевой воде. Любые опасения о возможной нехватке воды напрасны.

«СГ»: Защита экологии и внедрение разного рода сберегающих технологий — это сейчас общемировой тренд. Что ваше предприятие делает в этом направлении?

А.П.: Вся вода, которая потребляется жителями Московского региона, должна вернуться в природу чистой. Важно отметить, что наша компания стремится минимизировать антропогенное влияние на экологию. Мосводоканал постоянно улучшает качество очистки сточных вод, учитывает международный опыт, участвует в научных исследованиях, внедряет новейшие разработки.

Год за годом мы проводим образовательные и информационные мероприятия с целью формирования осознанного ресурсопотребления. Бережное отношение к водным ресурсам, рациональное природопользование, качественная очистка сточных вод — вот основа нашей экологической политики.

Это работа принесла плоды, жители столичного региона становятся все более ответственными. Например, в 1995 году город в сутки потреблял около 6,5 млн кубометров воды, а в прошлом — 2,8 млн кубометров.

Отдельно остановлюсь на, возможно, неожиданных для читателя вещах. Мосводоканал активно внедряет безотходные технологии и использует потенциал «зеленой» энергии. Так, на ряде объектов компании оборудованы ГЭС, которые вырабатывают энергию для собственных нужд предприятия, а на Курьяновских и Люберецких очистных сооружениях эксплуатируется две мини-ТЭС, работающие на биогазе, который образуется в процессе метанового сбраживания осадка. Кстати, данные ТЭС обеспечивают электроэнергией около половины потребности сооружений.

Там же мы установили специальные насосы, чтобы использовать тепло сточных вод для отопления отдельных объектов. Такое оборудование особенно актуально для очистных сооружений ТиНАО.

«СГ»: Мосводоканал активно работает в рамках программ «Моя улица» и «Мой район». Что было сделано по ним в прошлом году, над чем работаете сейчас?

А.П.: Наша компания — одно из крупнейших предприятий комплекса городского хозяйства Москвы. Мосводоканал принимает участие во всех крупных проектах города, будь то перекладка сетей в связи с развитием столичной инфраструктуры или подключение новых объектов к сетям водоснабжения и водоотведения.

Москва постоянно меняется, вместе с ней меняются системы водоснабжения и водоотведения. Компания реконструирует трубопроводы, чтобы город мог развиваться. Причем в случае перекладки сетей мы для комфорта москвичей применяем бестраншейные методы, что позволяет значительно минимизировать земляные работы в городе. Вообще сети Мосводоканала — это «кровеносная система» нашего мегаполиса, и компания делает все, чтобы эта система работала как часы.

«СГ»: В России активно применяются новые цифровые технологии, и где-то наша страна даже лидирует. Мосводоканал не остался в стороне от этой тенденции?

А.П.: При всей долгой и славной истории наша компания высокотехнологична. Внедрение цифровых технологий ускоряет производственные процессы, благодаря чему значительно увеличилась скорость оперативного реагирования, а внедрение безлюдных технологий позволяет не только сократить затраты, но и повысить безопасность труда. Отдельно замечу, что никакое, даже самое современное оборудование не может работать само по себе, так что мы постоянно повышаем квалификацию наших специалистов. Цифровизация и высокий уровень подготовки работников позволяют Мосводоканалу повышать эффективность производства, сокращать издержки и гарантировать отличный результат.

Столичный регион развивается, и наша компания развивается вместе с ним. Например, после модернизации Центрального диспетчерского управления работники подразделения могут контролировать процессы более чем на 700 объектах, дистанционно управлять основным оборудованием, вести мониторинг состояния сооружений. Кстати, Мосводоканал, как и многие «ресурсники», для удобства пользователей разработал личный кабинет, но в нашей компании мы попытались пойти чуть дальше, и у нас применяется система искусственного интеллекта, позволяющая распознавать человеческий голос, принимать показания водосчетчиков и передавать их в службу оплаты.