Вездесущая цифра

Как «интернет вещей» и современные технологии меняют работу коммунальных служб и УК

Развитие «интернета вещей» (IoT) и цифровизация заставляют коммунальные службы и УК искать новые решения для управления недвижимостью и ее обслуживания. И если сегодня следование технологиям воспринимается как конкурентное преимущество, то через несколько лет оно может стать вопросом выживания на рынке. На какие возможности управляющим компаниям стоит обратить внимание уже сейчас, «Стройгазете» рассказал Дмитрий Кузнецов, эксперт по автоматизации зданий ИТ-компании КРОК.

Кузнецов 1 (1).jpg

Не только безопасность

Еще пять лет назад в контексте умного города обсуждали, в основном, видеонаблюдение и вопросы безопасности — сейчас на первый план выходят другие решения. Например, беспроводные технологии, которые позволяют собирать и обрабатывать самые разные данные: можно, скажем, удаленно измерять уровень шума рядом со стройплощадками или крупными дорогами, контролировать заполнение мусорных контейнеров и т.д.

Один из трендов в этой области — переход управляющих компаний на цифровые платформы. Главная цель всех преобразований — повысить качество технического обслуживания и эксплуатации инженерных систем и оборудования, сделать здание более комфортным и безопасным для всех, кто в нем работает или живет. Для владельца же объекта это возможность получения новой информации, в том числе и предиктивной (предсказательной) аналитики.

Особенно интересно в контексте экономии и повышения эффективности управляющих компаний использование IoT-решений на основе облачных сервисов. С их помощью можно автоматизировать сбор информации с различных инженерных систем и оборудования (датчиков, счетчиков, исполнительных устройств и т.д.), снизив затраты на хранение и обработку данных. В случае с облаком руководству компаний не нужно инвестировать в собственную инфраструктуру, достаточно взять ее в аренду у облачного провайдера.

Для офисов и городских пространств

Самое простое, что может делать цифровая управляющая компания, — вести с помощью IoT-сервисов учет потребляемых ресурсов, отслеживать общие сигналы состояния и аварий по инженерным системам и оборудованию, а также контролировать температуру, влажность, качество воздуха и другие критичные параметры.

Но этим возможности технологий не исчерпываются. Есть решения, которые позволяют анализировать скрытые закономерности и выдавать рекомендации по наиболее эффективному управлению инженерными системами. Можно, например, следить за микроклиматом: правильные рекомендации позволяют сделать офис или административное здание более комфортным для посетителей и повысить его энергоэффективность.

В будущем возрастет интерес к совмещению систем с функционалом Facility Management (управление инфраструктурой). При определенных настройках можно будет контролировать проведение технического обслуживания и планово-предупредительные работы, организовать сервис-деск по работе с заявками, проводить диагностику неисправностей и прогнозировать обслуживание недвижимости. И это, кстати, — один из путей к сокращению расходов. Например, есть виды техобслуживания, которые производятся, что называется, по факту: скажем, воздушный фильтр в кондиционере меняется через определенное количество часов, но можно оценить его текущее состояние и скорректировать срок замены.

Кроме того, отдельным функционалом облачного сервиса может стать BIM-модель для здания. В этом случае она будет выступать единой базой данных исполнительной и эксплуатационной документации по объекту, а также использоваться в составе инструментария систем BMS (Building Management System) и Facility Management.

В перспективе облачные сервисы могут использоваться не только управляющими компаниями, но и всеми, кто отвечает за то, чтобы город функционировал безопасно, а его среда была комфортной — коммунальщиками, инспекцией дорожного движения, парковочными сервисами и другими организациями. При этом все участники процесса управления городским хозяйством смогут получить свободу и оперативность в выборе нужных аппаратных средств и программного обеспечения, так как согласование ресурсов в облаке происходит значительно быстрее, чем закупка оборудования у российских и иностранных разработчиков.