Отметим, что контроль за лифтовым оборудованием «выпал» из ведения Ростехнадзора в конце прошлого года из-за поправок в законодательство, касавшихся государственного и муниципального контроля. Данная ситуация вызвала обеспокоенность лифтового сообщества и законодателей, и в феврале Комитет по строительству и ЖКХ Госдумы РФ направил в правительство письмо о необходимости урегулировать этот вопрос, подчеркивая, что с конца прошлого года контроль за безопасностью лифтов и эскалаторов фактически отсутствовал. Выражая общее мнение, глава профильного комитета Сергей Пахомов отмечал, что в этой области не должно быть законодательного вакуума. Урезание же полномочий Ростехнадзора при контроле за лифтами фактически вело к тому, что следить за их состоянием в многоквартирных домах (МКД) должны были исключительно управляющие компании, заключившие соответствующий договор с лифтовой организацией. Однако на практике они зачастую этим не занимались, пытаясь сэкономить. Последствия устранения Ростехнадзора от «лифтоконтроля» ощутили на себе и региональные операторы капитального ремонта, которые на протяжении последних нескольких месяцев не могли ввести в эксплуатацию лифты, приобретенные за счет средств собственников жилья. «Отсутствие госконтроля может привести к росту доли фальсификата на рынке, снижению качества и безопасности лифтов в МКД. Мы не можем подвергать риску жизнь и здоровье наших граждан», — предупреждал депутат. Исполнительная власть прислушалась к этим аргументам, и теперь апрельское постановление кабмина заполнило пробел и восстановило прежний порядок.
В Национальном лифтовом союзе (НЛС) позитивно отнеслись к этому факту. По словам вице-президента НЛС Сергея Прокофьева, это было ожидаемым событием, но в идеале такой шаг надо было сделать намного раньше, чтобы почти пять месяцев не накалять ситуацию с вводом лифтов в строй.
«Следующая цель — восстановление госконтроля и надзора за вертикальным транспортом в максимально полном виде, в том числе и в новостройках», — считает эксперт. Правда, достичь ее удастся не скоро, так как работа над всеобъемлющим документом, который будет регламентировать эти отношения, еще продолжается. И как прогнозируют в НЛС, даже после утверждения проекта нужного федерального закона, в разработке которого активно участвовало лифтовое сообщество, реально возродить всеобъемлющий надзор удастся не ранее 2024 года, поскольку в развитие нового документа потребуется принять многочисленные подзаконные акты.
15 тыс. лифтов планируется заменить в России в текущем году в рамках реализации программ капремонта
Номер публикации: №16 29.04.2022