Общественный контроль - важный инструмент решения проблем в жилищной сфере
На сегодняшний день в России сложилась разветвленная система общественного контроля в жилищной сфере. Тысячи активистов на местах следят за тем, как реализуются государственные программы, помогают выявлять узкие места. Одной из наиболее мощных и активных структур в этой области является некоммерческое партнерство «ЖКХ Контроль», которое работает практически во всех субъектах Федерации. В НП создана собственная система мониторинга наиболее актуальных проблем в жилищной сфере. Полученная с ее помощью информация помогает федеральным и региональным органам власти «держать руку на пульсе» и оперативно принимать меры по устранению выявленных проблем и недостатков.
В I квартале 2019 года на «горячие линии» региональных центров и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 8325 обращений. На основании их анализа был составлен обновленный список основных проблем в сфере ЖКХ. Как видно из этого «рейтинга», больше всего россиян тревожат проблемы, связанные с некорректным или ошибочным начислением платы за жилищно-коммунальные услуги. Этой теме были посвящены 1453 обращения, или 17,45% всех обращений. На втором месте оказались проблемы, связанные с неудовлетворительным содержанием и ремонтом МКД (13,97% всех обращений), на третьем — тема благоустройства дворовых территорий (12,43%), на четвертом — проблемы обращения ТКО (11,66%), а замыкает пятерку самых «горячих» тем управление МКД (9,89%).
Данные последнего мониторинга свидетельствуют об определенных изменениях в «повестке дня». Так, например, резко выросло число обращений, касающихся хода «мусорной реформы». «Переход на новую систему обращения с ТКО в большинстве случаев не привел к ожидаемым результатам: улучшению качества уборки, ликвидации несанкционированных свалок, развитию раздельного сбора, сортировки и переработки ТКО, — отмечает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Все эти вопросы требуют скорейшего решения». Кроме того, во многих случаях произошло повышение платы за услуги по вывозу мусора. Особенно заметным он стал для жителей сельской местности и тех домовладений, где на небольшой площади проживает большое количество людей.
Важным направлением в работе НП «ЖКХ Контроль» остается наблюдение за качеством капитального ремонта МКД. В первой декаде апреля директор крымского АНО «ЖКХ Контроль РК» Анатолий Петров и депутат Госсовета Республики Крым, региональный координатор проекта «Школа грамотного потребителя (ШГП)» Ольга Виноградова проверили качество проведения капитального ремонта в населенных пунктах Симферопольского района (с. Родниковое, пгт. Гвардейское, с. Урожайное, с. Мирное).
В общей сложности они посетили шесть домов, пообщались с жителями и внимательно выслушали их пожелания. Опрос жителей показал, что качеством проведенного ремонта собственники в целом довольны, однако есть и проблемы. Подрядчиками не были устранены выявленные дефекты. Кроме того, заказчик (региональный оператор капремонта) не предоставляет собственникам МКД необходимую информацию, проектно-сметную документацию. «Это — грубейшее нарушение, которое должно быть устранено в самые кратчайшие сроки», — отметил Анатолий Петров. По итогам мониторинга был организован обучающий семинар для активных граждан, руководителей ТСЖ и ЖСК, председателей сельских поселений.
В Кировской области представители НП «ЖКХ Контроль» работали в тесном контакте со специалистами Фонда ЖКХ. За один день проверяющие успели осмотреть шесть многоквартирных домов, в которых был завершен капитальный ремонт: В трех из них отремонтировали лифты, а в одном — крышу. К сожалению, и в этом случае не обошлось без недостатков. Так, жильцы дома № 102 по улице Воровского в городе Кирове жаловались на то, что крыша по-прежнему протекает, а лифты часто не работают. Руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Сергей Улитин считает такие проверки полезными, так как совместная работа с опытными проверяющими из Фонда ЖКХ помогает общественникам набраться опыта и быстрее решать проблемы.
НП «ЖКХ Контроль» планирует также принимать активное участие в реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Так, например, недавно специалисты регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Новосибирской области «ЖКХ. Контроль-Новосибирск» провели повторную выездную проверку многоквартирного дома в городе Татарске, построенного по этой программе расселения «аварийки». Ранее при проведении проверочных мероприятий (в мае 2018 года) в доме были выявлены многочисленные недоделки. В одном из двух подъездов полностью отсутствовала внутренняя отделка, не была завершена разводка инженерных систем по подвалу, отсутствовал ИТП. Дом был подключен к электроснабжению по временной схеме, полностью или частично отсутствовали утепление кровли, конек и отмостки. Не было проведено благоустройство придомовой территории. К тому же год назад подрядной организацией все работы были приостановлены в связи с нехваткой денежных средств. По результатам первой проверки администрация уладила проблемы с подрядчиком и в ходе повторных проверочных мероприятий комиссия не выявила никаких значительных нарушений. Все недоделки, которые были выявлены в ходе прошлого посещения, были устранены. В настоящее время дом полностью заселен, у жильцов никаких замечаний на качество и условия проживания не имеется. Этот пример показывает, что общественный контроль может быть эффективным инструментом воздействия на всех участников реализации жилищных программ.
Кроме того:
НП «ЖКХ Контроль» активно реализует ряд образовательных программ в жилищной сфере. Полученные на занятиях знания активисты применяют для решения проблем управления домами и благоустройства дворовых территорий.
Номер публикации: №15 от 19.04.2019