В целом текущий антикризисный план правительства, отметил замглавы профильного ведомства, включает около 100 мероприятий, направленных на поддержку жилищного строительства. Среди основных из них — снятие запрета на существенные изменения условий контрактов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов при возникновении независящих от сторон обстоятельств. Помимо этого, изменен порядок перечисления в регионы денежных средств на расселение аварийного жилья: теперь по факту рассмотрения заявки регионы получат 50% от запрашиваемых средств (а не 30%, как ранее), далее им переводится 40% средств после заключения контрактов и оставшиеся 10% — по факту выполненных работ (раньше перечислялось 50% и 20% соответственно). Кроме того, для системообразующих организаций в сфере ЖКХ принято постановление правительства, которым предусмотрен инструмент получения льготных кредитов на пополнение оборотных средств. Для этого из резервного фонда кабмина выделено 2,85 млрд рублей. Особые надежды власти возлагают на применение механизма финансирования строительства коммунальных объектов с использованием инфраструктурных облигаций. На сегодняшний день из выделенных на это средств свыше 54 млрд рублей доведены до 46 субъектов РФ, уже освоено почти 28 млрд рублей. Плюс на рассмотрении Фонда содействия реформированию ЖКХ находится 61 заявка на реализацию проектов в 31 регионе общей стоимостью 48,1 млрд рублей. По 19 заявкам в 12 субъектах уже приняты решения об их соответствии заявленным требованиям.
Все эти механизмы успешно работают. Но эксперты отмечают некоторую разрозненность мер, многие из которых были приняты в оперативном антикризисном порядке. Поэтому, действительно, настало время их «упаковать» в целостную среднесрочную программу действий. Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике Артем Кирьянов отмечает исключительную важность разработки и принятия такой программы. По его мнению, главным образом она должна быть направлена на оказание регионам федеральной помощи в замене труб и сетевого снабжения и в целом предусматривать поддержку властей на местах по всем тем вопросам, с которыми практически ни один субъект или город самостоятельно не справится.
Такая помощь в значительной мере должна оказываться путем выделения инфраструктурных кредитов. Их особенность — очень небольшая цена для заемщика и длительный срок возврата (порядка 15 лет). «Мы из года в год говорим о том, что сети изношены на 70-90%, — напомнил депутат. — Хотя тут надо учитывать, что у них, конечно, есть запас прочности, и нельзя говорить о том, что если достигнут износ в 100%, то ничего работать не будет. Запас прочности есть, он может составлять и 150%, но только после его достижения все откажет. Понятно, что доводить до такой ситуации никто не хочет, поэтому решение об инфраструктурных кредитах было принято еще до 2022 года».
По мнению Артема Кирьянова, специфика момента заключается в том, что как раз сегодня есть необходимые бюджетные возможности для такой поддержки. Ведь сейчас за счет благоприятной конъюнктуры на рынке углеводородов и снижения объемов импорта идет увеличение доходной части бюджета. И эти дополнительные деньги будут отлично работать на местах в таком инфраструктурном строительстве, качественно меняя к лучшему жизнь каждого человека и помогая экономике не пробуксовывать и сохранять рабочие места во всех тех отраслях, которые находятся вокруг инфраструктурных проектов. «Это на самом деле очень серьезный мультиплицирующий эффект, так как сегодня один вложенный в инфраструктуру рубль инициирует экономическую активность на десять рублей за счет подключения смежников», — считает эксперт.
Более того, инфраструктурные проекты сегодня — это возможность придать импульс даже тем регионам, которые находятся в ситуации дефицита средств. Причем с помощью инфраструктурного кредитования регионы смогут реализовывать эти задачи, включая проектно-сметную документацию и экспертизу в тело самого проекта. «Если это так у нас будет работать, то как минимум половина субъектов РФ смогут заранее и за свой счет обсчитать все свои потребности. Даже несмотря на то, что они очевидны», — заключил Артем Кирьянов.
Ирек Файзуллин, глава Минстроя России:
«Инфраструктурные облигации — это эффективный инструмент финансирования масштабных инфраструктурных проектов по льготной ставке 4-4,5%. Часть регионов, застройщиков, концессионеров уже его используют, тем, кто пока не вовлечен, мы предлагаем присоединиться. Тем более что принятые недавно поправки делают возможной реализацию еще большего числа проектов»
Номер публикации: №19 27.05.2022