Цена вопроса

Цена вопроса

РАВВ предлагает новые подходы к финансированию модернизации систем водообеспечения в регионах

Проблема отсутствия надежного и соответствующего экологическим нормам водоснабжения является очень болезненной для большинства средних и малых городов России. И во многих случаях решается она не так быстро, как хотелось бы.

Так, еще в прошлом году была выполнена проектно-сметная документация для строительства водоочистных сооружений мощностью 16 тысяч кубометров в сутки на реке Дачная в городе Арсеньеве Приморского края. Однако подрядчик выявил многочисленные недоработки проектировщиков, и в результате этот объект до сих пор находится в стадии проектирования, дату начала работ пришлось перенести. На постройку станции, которая должна обеспечить 50-тысячный Арсеньев чистой водой, нужно в ближайшее время выделить из краевого бюджета примерно 200 миллионов рублей. Как пообещал губернатор Приморья Олег Кожемяко, осмотревший на днях территорию под строительство водоочистных сооружений на реке Дачная, необходимые средства будут изысканы и работы на объекте начнутся в 2019 году. Если все пойдет по графику, то вопрос обеспечения жителей Арсеньева чистой водой удастся решить не раньше, чем через два года.

Проблемы, существующие в сфере водоснабжения в Арсеньеве, типичны, хотя средства для их решения в этом и большинстве других регионов выделяются немалые. Как отмечают в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), посчитать все средства, которые идут «на воду», очень сложно, так как финансирование на эти цели может включать затраты не только по целевым программам в субъектах (как правило, они так и называются — «Чистая вода»), но и по другим программам. Вычленить средства «на воду» из прочих региональных затрат в отдельно взятом субъекте зачастую сложно и, следовательно, еще тяжелее оценить эффективность подобных затрат.

Отметим, что на сегодня уже каждый регион имеет свои программы развития водопроводно-канализационного хозяйства. И в этом есть несомненная заслуга федерального центра, так как федеральная целевая программа (ФЦП) «Чистая вода» была во многом направлена на стимулирование субъектов к разработке своих «местных» программ по модернизации и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения. А заложенные в нее механизмы позволяли регионам при помощи бюджетного софинансирования решать свои задачи. Принцип был прост: если есть региональная программа, тогда получи из бюджета дополнительные средства на ее реализацию. Но так как средств в бюджете на это было выделено немного, то, как отмечают в РАВВ, и эффективность софинансирования снизилась.

В настоящее время предполагается, что субъекты РФ должны разработать обновленные региональные программы реконструкции инфраструктурных объектов водоснабжения с учетом оценки качества и безопасности питьевой воды. Очевидно, что реальный скачок по качеству подаваемой потребителю питьевой воды потребует несопоставимо больших сумм, нежели заложено сейчас на эти цели в бюджетах всех уровней. Ведь следует учесть, что сегодня более 30% проб воды из водоисточников не соответствуют гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям и около 8% проб — по микробиологическим показателям. Поэтому даже консервативная Стратегия развития ЖКХ оценивает необходимые капитальные затраты в данной сфере в сумме 100 миллиардов рублей ежегодно. Как полагают в РАВВ, 250 миллиардов рублей — это сумма, достаточная для существенного изменения ситуации с качеством воды. Но только при том условии, что удастся обеспечить эффективность вложений средств по принципу Парето: за 20% необходимых инвестиций получить 80% результата, благодаря грамотному выбору объектов и направлений модернизации.

В этих целях РАВВ разработала программу перспективных технологий водоподготовки, основанную на концепции стоимости жизненного цикла инфраструктурных систем и риск-ориентированном подходе к выбору приоритетных проектов. В основе методологии лежит оценка состояния объектов централизованных систем водоснабжения, включая аспекты влияния на качество питьевой воды и отбор технологий. Эти технологии должны показать максимальную эффективность при наименьших совокупных затратах на протяжении всего срока эксплуатации объектов инфраструктуры, пояснили в РАВВ.


Справочно

Благодаря ФЦП «Чистая вода» к 2024 году качественной водой должно быть обеспечено 95,5% городского населения, на что выделяется порядка 150 миллиардов рублей федеральных и 30 миллиардов рублей региональных бюджетных средств при общем объеме финансирования в 250 миллиардов рублей.