«Тройка» за ТКО

Юрий Аратовский
Россияне не почувствовали значимых изменений после «мусорной реформы»

Ход реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и ее результаты весьма сдержанно оцениваются населением, о чем свидетельствуют данные опроса, проведенного в марте-апреле экспертами Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) «ЖКХ Контроль» во всех 85 регионах РФ.

«Только около 10% респондентов оценили ход «мусорной реформы» на «хорошо» (9,2%) и «отлично» (0,9%). Остальные же считают, что процесс идет «удовлетворительно» (42,8%), «плохо» (26,5%) и «очень плохо» (20,6%)», — сообщила «Стройгазете» исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, подчеркнув, что выявленное соотношение тяготеет к негативным оценкам, люди в среднем оценивают последствия от проведения реформы «на троечку». Это подтверждается и другими ответами. Так, почти половина опрошенных вообще не заметили никаких изменений, помимо, пожалуй, лишь роста тарифов на вывоз мусора. Более трети респондентов в сумме считают, что в итоге стало намного чище, тогда как, по мнению четверти участников опроса, стало, напротив, только грязнее.

Недовольны люди и работой региональных операторов: только пятая часть (21,7%) респондентов полагает, что эти компании справляются со своими обязанностями. Правда, как уточнила Светлана Разворотнева, более детальный анализ ситуации показывает, что большинство претензий, которые жители высказывают в отношении регоператоров по поводу основных недостатков при уборке территорий (переполненные мусорные контейнеры, забитые мусоропроводы и т. д.), на самом деле «не по адресу»: перечисленные недочеты возникают, скорее, вследствие нерадивого отношения к своим обязанностям местных органов власти и управляющих компаний, а никак не регоператоров.

Не скрывают граждане и своих «недочетов». Так, более половины опрошенных (55,6%) признались, что выбрасывают мусор по старинке, не сортируя его. Правда, остальные в той или иной мере занимаются разделением отходов, причем 2,5% граждан тратят личное время лишь на мелкую сортировку отходов на фракции: например, раскладывают отдельно бутылки и крышки от них, разделяют пластик по видам. В то же время опрос засвидетельствовал, что имеющаяся на территориях инфраструктура по первичному приему рассортированных отходов развита недостаточно, что не способствует популяризации разделения отходов: пункты сбора вторсырья в пешей доступности от дома есть лишь у 11% респондентов. И хотя сегодня законодательно предусмотрен особый порядок утилизации отдельных видов отходов (батарейки и т. п.), большинство граждан утверждают (и справедливо), что инфраструктура для этого отсутствует.

Вызывают определенное раздражение у россиян и издержки, которые они несут при проведении реформы обращения с ТКО: только 32,5% опрошенных считают «мусорный» тариф в своем регионе справедливым, 53% недовольны расчетами. При этом 85% участников живут в регионах, где плата взимается по количеству проживающих, 11% — где она зависит от жилплощади, а 0,9% — от объема мусора.

Примечательно, что в общей сложности в опросе «ЖКХ Контроль» приняли участие 446 человек из всех уголков страны, и почти половина из них — жители-активисты. Это, с одной стороны, влияет на точность, «корректность» опроса, а с другой стороны, получается, что даже самая информированная о происходящем в сфере ЖКХ часть общества не видит значимого эффекта от «мусорной» реформы. Хотя тут могут быть и другие объяснения: ведь многие активные жители, непосредственно участвующие в реформе обращения с ТКО, — люди неравнодушные и потому особенно близко принимающие к сердцу происходящее. Ожидания у них от «мусорной» реформы завышенные, и когда они не вполне совпадают с реальностью, что и неудивительно, так как продвигается реформа явно с большими сложностями и позитивные сдвиги или вовсе не видны, или смотрятся недостаточными, то возникают разочарование и негатив. Но все же очевидно, что сознание населения меняется, граждане начинают более ответственно относиться к наведению порядка в своих домах и населенных пунктах. Постепенно становятся нормой прогрессивные социальные практики, в том числе те из них, которые способствуют реализации реформы обращения с ТКО.

Например, если доля тех, кто занимается сортировкой мусора, раньше была не выше нескольких процентов, то теперь «процесс пошел»: таких около 45% от числа опрошенных. И это, как считает председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков, уже неплохая цифра. Но надо двигаться дальше. Реформа изменила очень многое: поменялись заказчики на вывоз ТКО и направление финансовых потоков, вся система организации труда в этой сфере. И главное препятствие в том, считает эксперт, что процессы на территориях «неправильно выстроены» регоператорами, так как именно они не включили население, которое является собственником мусора, в процесс сбора и утилизации ТКО, не задали таких стимулов.

«В идеале в каждом дворе должны стоять баки разного цвета. И один бак черного цвета со смешанными отходами следует вывозить за деньги, а остальные разноцветные — бесплатно. И чем меньше вы наполняете черный бак — тем меньше для вас должны быть «мусорные» расходы», — настаивает Андрей Широков.

Светлана Разворотнева, исполнительный директор «ЖКХ Контроль»:

Screenshot_1.png

«По мнению большинства опрошенных, реформа обращения с ТКО вылилась в рост цен, а качество уборки при этом не повысилось. Люди обоснованно считают, что за последнее время не создано ни инфраструктуры, ни финансовых стимулов для уменьшения количества отходов и развития их сортировки и переработки»