Московские коммунальщики поделились опытом повышения платежной дисциплины
Проблема расчетов за коммунальные услуги и повышения платежной дисциплины потребителей остается в центре внимания федеральных и региональных властей. В мае этого года, выступая на заседании правительства РФ, глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что ведомством подготовлен законопроект, предусматривающий переход на новую систему договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. По словам министра, этот законопроект позволит исключить посредников при перечислении средств от потребителя в адрес ресурсоснабжающей организации и сократить уровень задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы. Между тем, в регионах накоплен определенный опыт решения проблем расчетов, и он может быть использован при разработке законодательства. О существующих в Москве схемах договорных отношений по внесению платы за коммунальные услуги «СГ» рассказал руководитель ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» Игорь ФРОЛОВ.
«СГ»: Что изменится в столице в случае принятия законопроекта о переходе на новую систему договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями?
Игорь Фролов: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» предусматривает заключение договоров ресурсоснабжения непосредственно между собственниками помещений в многоквартирном доме и РСО. Однако важно отметить, что в процессе рассмотрения в законопроект внесены изменения, предусматривающие две схемы договорных отношений по внесению платы за коммунальные услуги. Согласно первой — базовой схеме — плата за коммунальные услуги по договору ресурсоснабжения с РСО вносится на счет управляющей организации. Действующая в Москве схема договорных отношений между РСО и управляющей организацией полностью учтена частью 7 статьи 155 законопроекта. В то же время субъект Федерации на основании регионального закона может перейти на «прямые» договоры между РСО и потребителями коммунальных услуг (1573 статья законопроекта). Эти изменения были внесены в законопроект не без участия Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, в том числе ГБУ «ЕИРЦ города Москвы». Правда, некоторые вопросы еще остаются открытыми. Сейчас на обсуждении находится вопрос о праве РСО в одностороннем порядке расторгнуть договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, в случае наличия задолженности перед РСО по оплате коммунальных ресурсов за два расчетных периода.
Замечу, что при переходе на прямые договоры у жителей возникает риск остаться один на один с РСО в случае возникновения разногласий по начислениям и оплатам за коммунальные ресурсы. Таких обращений в Москве — более 2,8 млн в год. Подобные судебные процессы могут тянуться годами, и РСО, имея гораздо больший юридический опыт, будет выигрывать процессы, что приведет к социальному напряжению. Однако сейчас законопроект находится в стадии рассмотрения, и говорить о конкретных последствиях для столицы еще рано.
«СГ»: Позволит ли переход на прямые договоры с РСО сократить уровень задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы?
И.Ф.: Декларируемая цель законопроекта — снизить объемы неплатежей за поставленные ресурсы. В настоящее время около 30% управляющих компаний задерживают перечисление денег РСО, полученных от жильцов за коммунальные услуги. По этой причине собираемость денег у РСО составляет всего 80%. Это и стало одной из причин, почему федеральные власти выступили с инициативой перехода на прямые расчеты между собственниками квартир и поставщиками ресурсов. Однако у Москвы уже есть свой опыт работы по снижению неплатежей. Так, в 2002 году собираемость по коммунальным и жилищным платежам составляла в столице менее 80%. А в 2017 году за счет внедрения Единой информационной расчетной системы города Москвы (АСУ ЕИРЦ) и работе по договорам ресурсоснабжения между РСО и управляющими организациями (районными ГБУ «Жилищник») собираемость составляет 97,6%.
«СГ»: Расскажите, пожалуйста, об АСУ ЕИРЦ подробнее. Что это за система?
И.Ф.: АСУ ЕИРЦ создана в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.02.2006 года № 132-ПП «Об Автоматизированной системе управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ». Это — разветвленная многопользовательская система, обеспечивающая автоматизированное начисление платы за ЖКУ — жилищные, коммунальные и прочие услуги, в том числе взносы на капитальный ремонт. Основными операторами АСУ ЕИРЦ являются МФЦ, где жители получают ЕПД — единый платежный документ для оплаты ЖКУ по принципу «одного окна». На сегодняшний день в АСУ ЕИРЦ рассчитывается 87% многоквартирных домов города Москвы. Оставшиеся 13% рассчитываются самостоятельно управляющими организациями, ТСЖ или ЖСК. Для повышения эффективности работы управляющих компаний с должниками, сокращения задолженностей в АСУ ЕИРЦ разрабатывается новый модуль «Претензионно-исковой работы», который позволит упростить систему информирования граждан-должников и сократить время подготовки документов для подачи исковых требований.
«СГ»: К 2018 году в Москве создадут систему Единого платежного документа для онлайн-оплаты всех городских услуг. Как сегодня работает система автоматического распределения платежей?
И.Ф.: В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» на территории Российской Федерации создана и действует единая федеральная централизованная информационная система ГИС ЖКХ. Для городов федерального значения срок формирования платежного документа с использованием ГИС ЖКХ установлен на январь 2020 года. В Москве Единые платежные документы уже формируются, печатаются и доставляются жителям Москвы. На сегодня существует два основных типа ЕПД — текущие, с ежемесячными начислениями за ЖКУ, и долговые — те, которые выставляются должникам по оплате. Онлайн-оплата ЕПД реализована в личном кабинете на официальном портале Мэра и Правительства Москвы (mos.ru), а также через личные кабинеты банков. Автоматическое распределение платежей поставщикам услуг осуществляется на основании договоров об организации расчетов населения за коммунальные услуги между управляющей организацией, банком (кредитной организацией), ГБУ МФЦ города Москвы и поставщиком коммунальных ресурсов в соответствии со сформированными ЕПД. Таким образом, в Москве с использованием АСУ ЕИРЦ уже реализованы технические возможности, заявленные в ГИС ЖКХ в части формирования ЕПД, онлайн-оплат и расщепления платежей.
«СГ»: В 2018 году планируется перейти к системе автоматизированного снятия показаний счетчиков воды и электричества без участия жителей. На какой стадии находится этот проект в настоящее время?
И.Ф.: В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 14.07.2015 года № 403-РП ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы ведет работу по созданию автоматизированной системы учета потребления ресурсов (АСУПР). АСУПР — это система, разработанная для учета показаний общедомовых приборов учета тепла и горячего водоснабжения. Посредством АСУПР проводится мониторинг подключенных объектов в режиме онлайн. В системе отображаются давление, температура, объем и качество поставляемого ресурса. За период 20152016 годов к системе АСУПР было подключено более 6 тысяч объектов жилого фонда. Во второй половине 2017 года намечено подключение около 2000 многоквартирных домов. В ближайшее время в подконтрольный перечень системы АСУПР, кроме тепловой энергии и горячего водоснабжения, планируется включить холодное водоснабжение, а в дальнейшем и электроэнергию.
Справочно
На сегодня ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» переданы в управление общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячей воды (ОДУУ) по 28474 адресам в Москве. Еще 7000 приборов, установленных как в жилых домах, так и на объектах бюджетной сферы, будут переданы в управление «ЕИРЦ города Москвы» в течение ближайших двух лет.
Справочно
Банки-агенты по оплате ЖКУ: Банк ВТБ (ПАО); ПАО «Сбербанк»; «ВТБ 24»; УФПС по г. Москве — филиал ФГУП «Почта России»; УФПС Московской области — филиал ФГУП «Почта России»; ПАО банк «Возрождение»; ПАО «Мособлбанк»; ПАО «Банк Уралсиб»; АКБ ЗАО «Военно-Промышленный банк»; АО «КИВИ Банк»; ООО НКО «Рапида»; АО НКО «Москлирингцентр »; АКБ ЗАО «ФИНАРС Банк»; НКОПАО «Лидер»; ООО КБ «Русский Торговый Банк»; НКОП«Красноярский Краевой Расчетный Центр»; ОАОП«Консервативный коммерческий банк»; ОООПКБП«Платина»; АО «Банк Воронеж»; НКО «Монета.ру»; АКБППАО «Интеркоопбанк»; ПАО «СДМ банк».