Эксперты некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» регулярно обновляют рейтинг коммунальных проблем, которые больше всего волнуют россиян. Как показывает анализ обращений, поступивших в региональные центры за истекшие месяцы 2020 года, пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения и меры несколько изменили отношение населения к коммунальным проблемам.
Между тем, начинался 2020 год вполне традиционно. За январь-март на «горячие линии» региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 7634 обращения. Их тематика мало отличалась от того, что эксперты наблюдали в предшествующие периоды. В I квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось число жалоб, связанных с ТКО. Это представляется вполне естественным: реформа системы обращения с ТКО стартовала в 2019 году и тогда вызвала множество вопросов.
Несколько уменьшилось и число претензий, касающихся начисления платы за ЖКУ. Это тоже логично, так как, в отличие от 2019 года, в 2020-м повышение платы будет производиться один раз — летом. Убавилось и число обращений, связанных с реализацией проектов по формированию комфортной городской среды. Зато в начале текущего года выросло число обращений по вопросам управления МКД, вопросам реализации региональных программ капитального ремонта, а также качеству коммунальных ресурсов.
Однако уже в апреле, с началом действия во многих регионах ограничительных мер, картина изменилась. Несмотря на то, что в период самоизоляции люди были вынуждены больше времени проводить дома, общее количество обращений в регцентр «ЖКХКонтроля» снизилось — в апреле их было на 30% меньше, чем в апреле 2019 года. Очевидно, вопросы здоровья на время оттеснили традиционные коммунальные проблемы на второй план. Изменилась и тематика обращений и запросов. Если прежде людей больше всего волновали начисления за ЖКУ, капремонты и вопросы управления домами, то теперь они чаще сигнализируют об отсутствии дезинфекции подъездов и интересуются регламентом санобработки мест общего пользования в МКД. При этом многие опасаются введения дополнительной платы за дезинфекцию. Как отмечают эксперты, значительная часть населения находится в состоянии стресса.
«Это, конечно, не наш профиль, но консультанты регцентров в последнее время не только разъясняют положения и новые регламенты в сфере ЖКХ, но и работают, как психологическая помощь гражданам, находящимся в режиме самоизоляции», — сообщила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Граждане устали от карантина и надеются на его скорое завершение. «Часто к нам поступают звонки с просьбой посодействовать в отмене всех мер ограничения», — сказала Разворотнева.
Пандемия грозит обострить многие проблемы в ЖКХ. Самым распространенным методом решения финансовых сложностей, с которыми сталкиваются сегодня управляющие компании, становится сворачивание работ по обслуживанию МКД и увольнение сотрудников. Случаи массовых сокращений отмечены, в частности, в Еврейской автономной области и Оренбургской области. А количество обращений о некачественном обслуживании домов, поступающих в общественные приемные сети общественного контроля, существенно увеличилось в таких регионах, как Амурская, Архангельская, Свердловская, Липецкая и Псковская области, Республика Калмыкия и др.
Номер публикации: №23 12.06.2020