Рука на пульсе

Анализ обращений граждан помогает выявить актуальные проблемы в ЖКХ

Проблемы, связанные с управлением многоквар­тирными домами (МКД), остаются в числе наи­более острых. Об этом свидетельствуют резуль­таты ежегодного анализа обращений граждан на «горячие линии» региональных центров об­щественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль». Этой обще­российской организации удалось создать разветвлен­ную сеть сбора информации практически во всех ре­гионах страны. Накопленный по результатам теле­фонных звонков массив данных превосходит выборки самых широких соцопросов. Так, за 2018 год специа­листы НП «ЖКХ Контроль» приняли 29004 самых раз­нообразных обращений от населения. Треть из них (33,22%) — это вопросы, посвященные управлению МКД (см. строки 2, 3, 7 и 9 в таблице). Это говорит о том, что, несмотря на предпринятые в последние годы усилия, в этой сфере остается немало сложностей.

По мнению экспертов «ЖКХ Контроля», напряже­ние порождается сразу несколькими причинами. Это и противоречивость законодательства, регулирующе­го данную сферу, и сложности в принятии и реализа­ции собственниками решений по управлению МКД, и отсутствие адекватной методики расчета стоимости работ по содержанию и текущему ремонту МКД. Се­рьезными проблемами являются также множествен­ные формы управления даже на уровне одного много­квартирного дома (ТСЖ и общее собрание), отчужде­ние общедомового имущества и т. д.

«Необходимо устранять противоречия законода­тельства, усиливать права собственников, одновре­менно увеличивая их ответственность за принятие решений, — считает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Необхо­димо усиливать также систему государственной под­держки тех собственников, которые берут на себя от­ветственность за улучшение состояния своего МКД».


Справочно:

Центры общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» работают в 80 субъектах.


Справочно:

Что больше всего беспокоит граждан в сфере ЖКХ (итоговый рейтинг за 2018 год, число обращений)

1. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги — 5601 (19,31%)

2. Управление МКД — 3989 (13,75%)

3. Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества — 3862 (13,32 %)

4. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг — 3605 (12,43 %)

5. Капитальный ремонт — 2414 (8,32 %)

6. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории — 2196 (7,57 %)

7. Проблемы при проведении общих собраний собственников помещений в МКД — 1076 (3,71 %)

8. Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета — 788 (2,72%)

9. Определение состава, законность отчуждения и использования, возврат общего имущества в МКД — 707 (2,44 %)

10. Иное — 4766 (16,43%)