Приоритет — безопасность

Приоритет — безопасность

Фото: Shutterstock

Специалисты разработают стандарты использования и обслуживания лифтов

Недавно состоялось совместное заседание ТК 465 «Строительство» и ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов» под председательством замглавы Минстроя РФ Елены Сиэрры. На нем члены комитетов договорились о сотрудничестве в деле разработки и внедрения стандартов и сводов правил в области строительства и лифтов. Такая координация повысит уровень техрегулирования в сфере лифтового хозяйства и сделает эксплуатацию вертикального транспорта более безопасной для граждан.

«Анализ областей деятельности технических комитетов Росстандарта показал, что из 350 действующих техкомитетов 25 имеют отношение к строительной отрасли. Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить взаимную согласованность действий и координацию усилий с этими комитетами», — сказала замглавы министерства Елена Сиэрра на открытии заседания.

Разрабатываемые в настоящее время нормативы направлены на повышение безопасности использования лифтов и их доступности для маломобильных групп населения. Не менее значимы такие параметры, как энергоэффективность лифтов и комфортность для пассажиров.

Как сообщил председатель ТК 209, директор по техническому регулированию и стандартизации некоммерческого партнерства «Российское лифтовое объединение» Лев Вольф-Троп, в настоящее время в эксплуатации находятся более 550 тыс. лифтов, из них 30% отработали назначенный срок службы. «Срок эксплуатации этих лифтов уже давно истек, и оборудование подлежит замене, — заявил специалист. — Это одна из болевых точек в лифтовой промышленности». В этой связи некоторые участники совещания предлагали законодательно закрепить требование по установке в домах лифтов нового поколения.

Как отмечалось на совещании, общее число эксплуатируемых лифтов в последние годы увеличивалось быстрыми темпами, одновременно устойчиво росла доля импортной продукции. В 2010 году она составляла 22,7%, в 2013 — 37,4%, а в 2015 году превысила 40%. Между тем, отечественные заводы выпускают широкий ряд моделей и могли бы существенно увеличить объемы производства, закрыв все потребности в обновлении лифтового парка. Это в равной степени относится как к Щербинскому, Карачаровскому и Серпуховскому заводам, так и к компании OTIS, которая выпускает в России лифты GeN2 на глобальной платформе и экспортирует их в Европу и другие регионы мира. Однако, по словам замгендиректора АО «ЦНИИПромзданий» Николая Келасьева, нашим производителям еще предстоит поработать, чтобы закрыть, например, нишу гидравлических лифтов для малоэтажных зданий.

При этом участники дискуссии признали, что дело не только в качестве новых лифтов, но и в качестве обслуживания техники. «Лифт, когда выходит с завода — система абсолютно безопасная, — выразил сожаление неудовлетворительной ситуацией с обслуживанием лифтового хозяйства директор по производству «ОТИС Россия» Игорь Майоров. — Я бы сравнил лифт с самолетом. Ведь никому в голову не придет летать на самолете, который давно не проходил обслуживание, но с лифтами, увы, дело обстоит иначе».

По итогам заседания было решено, что приоритетными направлениями совместной работы ТК 465 и ТК 209 станут разработка нормативной документации и ее гармонизация с международными стандартами. «Выкристаллизовываются два вектора работы: совершенствование нормативной базы и безопасность на стадии эксплуатации», — резюмировал выступления участников Лев Вольф-Троп.


Справочно:

Заместитель директора департамента ЖКХ Минстроя РФ Олеся Лещенко сообщила, что ведомство, совместно с Ростехнадзором и ГЖИ, проверило 451939 лифтов по всей стране.