Текущее подорожание строительных материалов стало одним из основных факторов, определяющих развитие ситуации не только в стройотрасли, но и в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Согласно данным Росстата, инфляция по итогам мая составила 0,74%, тогда как цены на стройматериалы в прошлом месяце подскочили на 4,99%, обогнав ее в 6,7 раза. Всего же с начала текущего года цены на стройматериалы увеличились на 12,07%, а в годовом выражении — на 16,44%, что стало рекордом за длительный срок наблюдения. При этом участники рынка оперируют кратно большими цифрами. Так, Ассоциация индивидуального жилищного строительства (АИЖС) недавно направила жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), в которой утверждает, что цены подскочили на 150% в годовом выражении, и это создает риски для строительства новых домов. Одновременно дороговизна стройматериалов увеличивает риски срыва региональных программ капитального ремонта, выполнение которых и ранее в некоторых субъектах отставало от графиков.
Для справки — на сегодняшний день в очереди на капремонт по всей стране значится 724 тыс. многоквартирных домов (МКД) общей площадью 2,6 млрд кв. метров, в которых проживают 93 млн граждан. Но общие цифры мало о чем свидетельствуют, кроме того факта, что многоквартирный жилой фонд в России находится в плачевном состоянии. Это подтверждается соответствующими выводами исследования Счетной палаты РФ о росте доли аварийных и ветхих домов. И пока совершенно рано прогнозировать, как сложится судьба региональных программ, рассчитанных до 2035 года, так как даже ближайшие планы их реализации под вопросом. Так, в 2018 году было выполнено 79% запланированных работ по капремонту, в 2019-м — 82%. В 2020 году этот показатель несколько снизился, что неудивительно на фоне пандемии, затруднившей работу региональных операторов и исполнителей подрядных работ. Меньше, чем в 2019 году, было и израсходовано средств — 181 млрд рублей.
По оценке Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР), показатель собираемости взносов на капремонт сейчас находится на уровне прошлого года и составляет 92-93%. Исходя из этого, в 2021 году может быть собрано 270 млрд взносов, на которые запланировано отремонтировать 57 тыс. МКД. Но, учитывая печальный опыт прошлых лет, сложно предположить, что аккумулированные средства будут рачительно использованы. Так, по оценке Фонда содействия реформированию ЖКХ, на 1 октября 2019 года совокупный остаток неиспользованных средств на счетах регоператоров составлял 135,2 млрд рублей, к середине прошлого года этот объем вырос до 237 млрд рублей и продолжает оставаться на высоком уровне.
Неприятное следствие текущего подорожания стройматериалов — ускоренное обесценивание этих по сути замороженных средств. По оценке Росстата, оно составило к маю 2021 года как минимум 17%. В АИЖС опять же говорят о гораздо больших цифрах.
Подорожание стройматериалов одновременно снижает заинтересованность подрядчиков в реализации таких работ, так как существующие расценки не поспевают за темпами инфляции.
На это уже отреагировали в Минстрое России. «Сейчас значительно подорожали некоторые строительные материалы, поэтому мы предлагаем без дополнительных конкурсов и аукционов производить удорожание контрактов по капитальному ремонту до 25%. Мы считаем, что это поддержит фонды капремонта», — предложил на днях заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров. Он также напомнил, что в некоторых регионах ни разу не поднималась плата за капитальный ремонт, и от этого стало «действительно тяжело». Напротив, в качестве позитивного примера он выделил Липецкую область, где плату за капитальный ремонт подняли за два года почти в два раза, но при этом объяснили, почему это надо сделать. «Наполняемость фонда капремонта начала расти, улучшились контрактование и качество работ. Не было недовольных», — рассказал замглавы Минстроя.
Вместе с тем, сказанное не отменяет необходимости внесения более общих корректировок в условия реализации программ капремонтов. С одной стороны, они должны повысить финансовую устойчивость региональных фондов, а с другой стороны — заинтересованность подрядчиков и жителей в проведении и качестве работ, запуск механизмов банковского кредитования этой сферы. Потенциально интересных предложений на этот счет выдвинуто уже немало. Среди них можно выделить концепцию доверительного управления средствами финансирования капремонта путем аккумулирования взносов собственников жилых помещений каждого конкретного дома; переход на взаимное финансирование, при котором акцент делается на сочетание института обязательных взносов на капремонт с финансированием выполненных работ собственниками; введение ежемесячных амортизационных отчислений с каждой квартиры МКД и другие предложения. Вряд ли удастся обойтись и без дополнительного государственного и муниципального финансирования капремонтов и, не исключено, пересмотра некоторых льгот, так как сегодня неплательщиков так много, что программа только по названию носит солидарный характер, тогда как на деле одна половина населения платит за всех.
В любом случае делать что-то надо. И, возможно, текущее подорожание стройматериалов простимулирует переход от дискуссий к конкретным решениям.
Максим Егоров, заместитель главы Минстроя России:
«Мы видим риски неисполнения программ капитального ремонта в некоторых субъектах, где были завышенные ожидания, но не были определены источники финансирования»
322 млрд рублей — такова, по оценкам Международной финансовой корпорации (IFC), сумма ежегодных инвестиций, необходимых для полноценной модернизации и капитального ремонта жилищного фонда в РФ в объемах, заложенных в региональных программах капремонта до 2035 года
Номер публикации: №26 09.07.2021