Пока что в каждом субъекте РФ в этом вопросе царит вольница. Так, в Мордовии для рейтингования УО используют оценки технического состояния многоквартирных домов (МКД), находящихся под их управлением, в Крыму ориентируются на количество жалоб от граждан и зафиксированных нарушений в работе. Ранее в целях достижения единообразия «Институт развития ЖКХ» приступил к реализации пилота по общим условиям таксации, и к нему уже присоединились УО из Тывы, Краснодарского края и Хакасии. Эта инициатива могла бы стать базой для создания общероссийского рейтинга. А в целом, как считают представители самих «управляшек» и профильные эксперты, содержащееся в Стратегии требование абсолютно оправдано, так как сегодня рынку обслуживания недвижимости остро не хватает инструментов аналитической оценки для понимания «кто есть кто».
По мнению президента Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость, (АКОН) Никиты Чулочникова, сравнение деятельности УО между собой по определенному набору сопоставимых критериев — эффективный способ сделать срез текущего состояния отрасли, определить лидеров. Однако этот инструмент нужно правильно использовать, чтобы он принес пользу, а не навредил. Недопустимо использовать рейтинговую оценку для выделения неугодных, дискриминации части участников рынка, создания неравных условий, проводить на ее основе передел рынка в интересах узкого круга лиц. Поэтому рейтинговой оценкой должны заниматься равноудаленные от разных участников профессиональные объединения, а не регулятор рынка.
«Очень важно, чтобы рейтинг строился на четких, проверяемых параметрах, методология была открытой, прозрачной, и каждый участник мог самостоятельно воспроизвести ее, проверить, — заявил «Стройгазете» эксперт. — Нельзя, чтобы региональные органы госжилнадзора на основании низких позиций УО в своих рейтингах, построенных на субъективных оценках, лишали их лицензии. Недопустима монополизация с их помощью, захват рынка несколькими компаниями: это создает дисбаланс, ведет к снижению качества услуг, к деградации рыночных отношений, на которых построена наша экономика».
При этом в АКОН уверены, что нужны и региональные рейтинги, так как они позволяют выделить крупных территориальных игроков и оценить уровень конкуренции в субъекте, а периодичность их проведения фиксирует изменения позиций компаний в рейтинге, позволяет оценить направления развития местного рынка. Федеральный же рейтинг позволит выявить УО, определяющие развитие всей отрасли, хотя, конечно, в топ-100 необязательно войдут игроки из всех субъектов РФ. Однако оценка их деятельности должна строиться на объективных показателях и служить ориентиром для выработки государственной политики, стимулирования развития отрасли, а не для создания новых неестественных монополий. «Важно не допускать, чтобы такая оценка в дальнейшем широко использовалась для сведения счетов заинтересованных лиц с УО. А для самой «управляшки» это обратная связь, что нужно уметь выстраивать отношения со своим собственниками, уметь договариваться, находить приемлемое решение конфликтных ситуаций или привлекать для их улаживания третью сторону-медиатора», — заключил Никита Чулочников.
Роман КАЗАКОВ, директор «Института развития ЖКХ»:
«Компании, управляющие хотя бы одним многоквартирным домом, должны в обязательном порядке принимать участие в рейтинге для того, чтобы жители могли полноценно ознакомиться с рынком таких организаций»
Кстати:
15 ноября Минстрой России выпустил разъяснения (письмо №60372-ИФ/04) по лицензированию деятельности УО. Как пояснили «СГ» эксперты компании «Гарант», ведомство, в частности, напомнило, что размещение в ГИС ЖКХ информации, предусмотренной ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, является обязательным лицензионным требованием. В документе также подчеркиваетcя, что в рамках лицензионного контроля УО может быть выдано предписание об устранении нарушений или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом, по мнению министерства, должна учитываться категория риска деятельности УО.
Номер публикации: №45 25.11.2022