Однако инициативу Минприроды РФ уже раскритиковали законодатели. Как заявил председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, выдвинутая экологическим ведомством инициатива фактически направлена на увеличение стоимости услуги по вывозу мусора для граждан и бизнеса. «В регионах обеспокоены тем, что предложенный механизм не будет работать и повлечет за собой повышенные расходы для граждан и предпринимателей. По мнению комитета, предлагаемый метод непрозрачен и усложнен», — отметил он, высказав мнение, что законопроект нуждается в дополнительной проработке. Соответствующие предложения вскоре будут отправлены депутатами в Минприроды РФ.
Таким образом, представитель профильного комитета законодательного органа власти не отрицает, что используемые в настоящее время критерии расчета стоимости услуги по вывозу мусора далеки от совершенства, но по ряду причин не готов поддержать инициативу, реализация которой существенно увеличит сборы с населения и бизнеса и вызовет их негативную реакцию.
В том, что в случае реализации предложений Минприроды РФ платежи граждан возрастут, не сомневаются и профильные эксперты. «Интересы граждан будут однозначно ухудшены», — отметил руководитель Лаборатории по исследованию экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС Содном Будатаров. При этом он уверен, что даже сегодня население переплачивает за вывоз мусора, так как на местах нормативы накопления ТКО повсеместно завышены в 2-6 раз и плохо соотносятся с теми реальными объемами отходов, которые генерирует население.
Верность этого тезиса подтверждает судебная практика последнего времени. Случаев, когда недовольные возросшими «мусорными» платежами граждане обращались в суды и выигрывали дела, за прошлые годы было немало. Другое дело, что ни одно такое разбирательство не является последним, а споры и суды продолжат возобновляться вновь и вновь, пока расчет тарифа по оплате ТКО не будет основываться на четких критериях.
Как считают многие эксперты, наиболее справедливо и экономически эффективно можно выстроить систему оплаты услуги по вывозу мусора, если учитывать при расчете тарифа такие показатели, как вес обслуживаемых заполненных мусорных контейнеров, для чего потребуется внедрить весовой контроль мусоровозов и начать использовать данные весового контроля с полигонов.
«Необходимо перейти от метода оплаты услуги по обращению с ТКО по нормативам к такой оплате, которая исходит из объема вывезенных контейнеров с ТКО», — полагает главный специалист направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Татьяна Лыкова. То есть оплата должна быть привязана к реальным объемам накопления мусора населением, а не к сегодняшним нормативам, зачастую носящим весьма неточный характер. Вопрос только, как это сделать. В прошлом и нынешнем году государство выделило существенные дотации регионам на закупку дополнительных контейнеров. Но большинство из них не оборудовано датчиками контроля заполнения — несмотря на то, что такие изделия уже несколько лет выпускаются и даже эпизодически закупаются некоторыми муниципалитетами. Система весового контроля на полигонах тоже находится в начальной стадии формирования. Есть и масса других проблем, без решения которых внедрение самой совершенной методики оплаты ТКО не даст результата. Их, наверно, и надо устранять в первую очередь.
Как сообщили «Стройгазете» в пресс-службе Минприроды РФ, содержащиеся в проекте постановления поправки не изменяют методику расчета платы за услугу по обращению с ТКО, а предусматривают корректировку порядка определения норматива накопления ТКО, увеличивают количество способов расчета нормативов. Предложенный дополнительный способ сравнительного анализа позволяет существенно сократить сроки утверждения нормативов и учитывать региональную специфику. «Принятие проекта постановления планируется до конца 2022 года. По предварительным оценкам, увеличение тарифа в сфере обращения с ТКО, не прогнозируется», — подчеркнули в пресс-службе министерства.
Номер публикации: №32 26.08.2022