Не торопимся сжигать

Не торопимся сжигать

При участии Фонда ЖКХ разработаны проекты типовых мусоросортировочных комплексов

Экспертное сообщество едино во мнении, что сжигать мусор без предварительного раздельного сбора экономически неоправданно и экологически опасно. Как сообщил «СГ» начальник Отдела энергоэффективности Контрольного департамента Фонда ЖКХ Андрей Савранский, строительство четырех мусоросжигательных заводов в Подмосковье и одного в Казани в рамках совместного проекта «Ростех» и швейцарско-японской Hitachi Zosen Inova, обойдется в 162 млрд рублей. Между тем, из опыта реализации прошлых глобальных проектов известно, что фактический объем капитальных затрат на строительство таких заводов оказывается существенно выше. Найти такой объем инвестиций для удовлетворения потребности в мусоросжигательных заводах на всей территории Российской Федерации весьма затруднительно. И это не говоря о том, что переход на европейскую модель функционирования заводов термической переработки твердых коммунальных отходов (ТКО) потребовал бы увеличения для населения тарифа за переработку ТКО в 5-6 раз, а на электроэнергию и тепло — в 2-3 раза.

Между тем, решать проблему утилизации и переработки ТКО жизненно необходимо. В этих целях государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства совместно с НП «Национальное бюро по переработке отходов» были созданы проекты типовых мусоросортировочных комплексов (МСК).

Мощность таких МСК — 100-200 тыс. тонн в год с оптимальным эффективным комплектом оборудования, позволяющим производить альтернативное топливо — RDF (разумеется, в тех случаях, если его производство экономически обосновано). Важно отметить, что одной из главных задач, вместе с экономической эффективностью, ставилось условие 100% производства оборудования для МСК силами российских производителей.

Разработчиками проектов было принято решение, что минимальный набор оборудования МСК должен включать автоматический разрыватель мешков, барабанный или кулачковый сепаратор органической фракции (грохот), автоматический магнитный металлосепаратор черных металлов, измельчитель крупногабаритных отходов (шредер) и автоматический пакетировочный горизонтальный пресс. По результатам сортировки ТКО должны достигаться показатели (в процентах по массе поступающих отходов): вторично перерабатываемое сырье — не менее 10%, органическая фракция (отсев-рекультивант) — не менее 35%, топливные составляющие отходов (RDF) — не менее 20%, остатки захоронения на полигоне — не более 35%.

Для минимизации полигонного захоронения ТКО комплексный проект предусматривает:
— применение технологии компостирования органической фракции ТКО (отсев) для ее дальнейшего использования в качестве рекультивирующего слоя как закрытых, так и действующих полигонов и свалок;
— отбор и дальнейшее энергетическое использование топливных составляющих отходов (RDF) в качестве источника тепловой и электрической энергии для собственных нужд МСК, цементных заводов, либо для нужд других предприятий или населенных пунктов.

Одной из основных проблем управления отходами является тот факт, что МСК, как правило, обслуживают только одно или несколько рядом расположенных муниципальных образований, на территории которых развита промышленность. При этом они остаются загруженными сырьем не в полной мере, а малые населенные пункты, в большей части находящиеся на значительном удалении от крупных городов, остаются лишенными услуги централизованной очистки территории. Как следствие, появляются несанкционированные свалки в оврагах, карьерах и лесных массивах. Поэтому разработчики проекта взяли за основу кластерную схему сбора отходов, при которой сбор ТКО, образуемых на малонаселенных территориях, ведется с помощью станций перегрузки ТКО с их последующей доставкой на МСК.

Что касается стоимости типового МСК, то с учетом административно-технических помещений комплекс производительностью до 100 тыс. тонн отходов в год обойдется инвестору в 229 млн рублей, до 200 тыс. тонн — в 431,5 млн рублей, до 200 тыс. тонн отходов в год с производством альтернативного топлива, соответствующего установленному стандарту качества, — в 549 млн рублей. Если же заказчик стремится к совершенству, есть дополнительная опция для нужд возводимого МСК в виде собственной котельной на RDF стоимостью100 млн рублей или теплоэлектростанции на этом же топливе по цене от 250 млн рублей. Если соотнести эти затраты с вышеуказанными затратами на создание одного мусоросжигательного завода, то вывод в пользу МСК очевиден. К тому же, практически вся линейка необходимого оборудования для МСК производится на российских предприятиях. Заказчик не только может приобрести оборудование по цене в 1,5-3 раза ниже, чем за рубежом, но у него еще есть выбор, у какого производителя закупать.


Справочно

Согласно данным НП «Национальное бюро по переработке отходов», сегодня в субъектах Российской Федерации функционирует 60 МСК, отвечающих требованиям технической оснащенности (из них 54 с ручной механизированной сортировкой и 6 с автоматической). В отличие от них, МСК, построенные по типовым проектам, будут отвечать следующим критериям: минимальный набор технологического оборудования завода, использование технологий для минимизации полигонного захоронения ТКО, кластерная схема обращения с отходами с охватом всех без исключения близлежащих населенных пунктов. Оценив потребность в типовых МСК, эксперты НП «Национальное бюро по переработке отходов» пришли к выводу, что необходимо построить не менее 320 таких предприятий.