Не платить дважды

Не платить дважды

Более высокие единовременные затраты на энергоэффективное строительство и капремонт перекрываются значительной экономией средств на стадии эксплуатации

Сегодня перед страной стоит масштабная задача — уменьшить количество аварийного жилья. 1 октября 2018 года стартовал национальный проект «Жилье и городская среда», составной частью которого является федеральный проект по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Времени на раскачку нет. Уже до конца 2019 года предстоит расселить 141 тыс. кв. метров аварийного жилья, в котором проживают порядка 8,2 тыс. человек. Но если в прежние годы новейшей истории застройщикам нужно было любой ценой дать определенные объемы, то сегодня задача многократно усложняется. Переселяемый из аварийного жилья гражданин должен получить квартиру метр в метр по сравнению с предыдущей жилплощадью. Но при этом бывают случаи, когда в новых домах, согласно современным нормам строительства, проектами не предусматриваются квартиры таких же площадей, как в аварийном жилье. И местным властям приходится нести дополнительные расходы за свой счет для предоставления гражданам дополнительных метров.


Помимо этого, планировки квартир не всегда могут быть типовыми, и местным властям приходится поломать голову над тем, как совместить целый набор условий. Не стоит забывать и о таких важных характеристиках современных МКД, как энергетическая эффективность и энергосбережение.

И при этом нужно вписаться в норматив стоимости квадратного метра жилья, величина которого, к слову, на второе полугодие 2019 года составляла около 42 тыс. рублей.

Фактически существующая сегодня методика расчета квадратного метра капитального строительства не позволяет в полной мере говорить о широком внедрении и применении современных технологий и материалов и, соответственно, достижении высоких стандартов качества жилья. Ведь повышение энергоэффективности за счет применения современных технологий и материалов объективно ведет к удорожанию строительства, которое может составлять 7-12%. В итоге затраты на улучшение характеристик объектов по показателям снижения затрат потребления энергоресурсов, в том числе и внедрение технологий использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), где это технологически и экономически оправдано, сегодня ложатся дополнительным бременем на региональные и муниципальные бюджеты.


Таким образом, наблюдается конфликт двух направлений государственной политики в сфере создания объектов капстроительства с привлечением бюджетных средств: минимизация капитальных затрат и повышение энергоэффективности. На практике данный конфликт разрешается с переходом на методику оценки проектов по затратам «жизненного цикла». Основной принцип, на котором базируется методика, — уменьшение совокупной стоимости владения зданием за счет обоснованного увеличения единовременных затрат на стадии проектирования и строительства на применение энергоэффективных и энергосберегающих технологий. В результате на стадии эксплуатации здания существенно сокращаются операционные расходы.

Вопросы энергоэффективности и энергосбережения, которые структурно заложены в элементах национального проекта «Жилье и городская среда», должны учитываться и просчитываться на каждой стадии, включая расходы на выполнение строительно-монтажных работ, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт и утилизацию объекта.

Строим «жизненный цикл»

Но если с энергоэффективностью все так сложно, может, надо продолжать строить дома по традиционным технологиям. А МКД, оборудованные сложной электроникой, инженерией и всякими энергосберегающими материалами, пусть возводят коммерсанты в качестве штучного эксклюзива? Ответить на этот вопрос можно с помощью такого примера. С 2010 года Фонд ЖКХ в рамках программ переселения граждан из аварийного жилья начал пропагандировать и поддерживать строительство энергоэффективного жилья. За это время по новым технологиям построено 154 МКД в 37 субъектах Российской Федерации. Средняя экономия затрат на эксплуатацию таких домов, а значит и на оплату жилищно-коммунальных услуг, составляет порядка 28%. А в домах, где используются возобновляемые источники энергии, в частности геотермальные или воздушные тепловые насосы, солнечные коллекторы, при грамотной эксплуатации экономия достигает 40%. Поскольку по программе расселения аварийного жилья переселяются, в основном, граждане с ограниченной платежеспособностью, то экономятся бюджетные средства, направляемые на субсидии на оплату ЖКУ.

Расчеты экономического эффекта при эксплуатации таких домов позволили построить прогноз — при широком внедрении энергоэффективного строительства экономия ежегодно составит порядка 4,6 млн Гкал, что соответствует 11,5 млрд рублей. Это сопоставимо с потреблением ресурсов 13 млн кв. метров жилья (соответствует параметрам такого города, как Оренбург). В рамках 23 инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения, реализуемых при поддержке Фонда ЖКХ, прогнозная экономия составит 386,9 млн Гкал, или 967,25 млрд рублей, что сопоставимо с энергопотреблением Центрального федерального округа в целом.

А вот еще интересные цифры. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 18 от 17 января 2017 года Фонд ЖКХ оказал восьми регионам финансовую помощь для проведения энергоэффективного капитального ремонта МКД на сумму 48,68 млн рублей. Благодаря этому в 2017 году удалось провести капремонт с проведением энергоэффективных мероприятий в 71 многоквартирном доме общей площадью 603,92 тыс. кв. метров, в которых проживают 21 тыс. человек. Общая сумма затрат на эти мероприятия составила 97,27 млн рублей. В итоге годовая экономия жителей на оплату коммунальных ресурсов составила в среднем более 22%.

Это важно не только для жильцов МКД, но и для инвесторов. Анализ показывает, что при реализации программ строительства арендного жилья возврат средств инвестора в энергоэффективном доме происходит быстрее, чем в стандартном. Это происходит за счет перераспределения средств в пользу арендного платежа за счет сокращения затрат на коммунальную услугу. Очевидно, все эти доводы необходимо учесть при разработке постоянно действующего механизма расселения аварийного жилья.


Цитата:

Андрей САВРАНСКИЙ начальник Отдела энергоэффективности Контрольного департамента ГК – Фонда содействия реформированию ЖКХ

Screenshot_1.png

«Если мы ратуем за повышение качества строительства, применение новейших технологий и материалов в строительстве, то надо принять за аксиому — каждый дом, построенный при поддержке федеральных средств, должен быть экономически оправдан и эффективен в отношении ресурсосбережения. Умение управлять эффективностью использования энергоресурсов, процессом их сбережения в любой отрасли экономики является залогом успешного, долгосрочного развития региона, страны в целом»


Справочно:

С 2008 года Фонд ЖКХ с успехом участвует в реализации федеральных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поддержке капитального ремонта, модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Возложена на Фонд и реализация новой программы расселения «аварийки». В рамках этой программы до конца 2025 года предстоит переселить в новое благоустроенное жилье 666,7 тыс. человек. Из федерального бюджета через Фонд ЖКХ за этот период будет направлено 431,9 млрд рублей, регионы добавят еще 75,2 млрд рублей, при этом расселяемая площадь составит 11,98 млн кв. метров.


Справочно

В настоящее время официальный норматив стоимости одного квадратного метра (общей площади жилого помещения) устанавливается Минстроем России по специальной методике. Норма рассчитывается каждые полгода, а средняя рыночная стоимость по регионам пересчитывается раз в квартал. Показатель среднерыночной стоимости используется для расчета величины безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданами за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, эти значения принимаются в качестве стартовой цены на тендерах по выкупу жилья, построенного за счет госбюджета.