Научить и поддержать

Научить и поддержать

Наша главная задача — помочь гражданам реализовать их права в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ НП «ЖКХ Контроль» был создан в 2013 году для развития, популяризации, методического сопровождения и поддержки общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере. За короткое время сеть его региональных центров охватила всю страну. Мы пошли по пути создания центров, в которых совместно работают различные общественные и профессиональные организации, заинтересованные в повышении эффективности работы ЖКХ. В настоящее время такие центры, которые относятся именно к нашей организации, созданы в 84 субъектах РФ (за исключением города Севастополя).

Знать свои права

Главная задача центров — помощь гражданам в решении коммунальных проблем. При каждом центре в обязательном порядке открывается общественная приемная. Каждый квартал в них обращаются от 8 до 10 тысяч граждан. Очень важно, что в этих центрах не просто принимают обращения, а объясняют людям, как они должны действовать в той или иной ситуации. Нам очень важно не только помочь людям в конкретной ситуации, но и вселить в них уверенность, что судьба дома — в их руках. Создавая сеть, мы исходили из того, что главными контролерами в сфере ЖКХ у нас являются сами граждане — потребители жилищно-коммунальных услуг, которым действующее законодательство предоставило серьезные права по контролю за сферой ЖКХ. Однако многие об этих правах либо не знают, либо не умеют ими пользоваться, либо просто не желают брать на себя дополнительные заботы. В настоящее время развитие сети НП «ЖКХ Контроль» продолжается, и муниципальные представительства региональных центров уже возникли во многих городских округах и муниципальных районах субъектов РФ. Растет и число наших активистов в регионах — председателей советов домов, ТСЖ, прошедших обучение, наработавших хороший опыт и готовых помочь жителям других домов.

Спектр задач, которые решают наши активисты, очень широк. Кроме жилищного просвещения и консультирования граждан, центры на постоянной основе осуществляют постоянный общественный контроль за рядом важнейших программ. Ежегодно мы проводим мониторинг платежей за коммунальные услуги, следим за тем, чтобы их рост не превышал установленные законодательством пределы. Каждый год открываем «горячие линии» по вопросам подготовки к зиме и «включения тепла».

В центре нашего внимания и контроль за реализацией региональных программ капитального ремонта, в том числе за качеством проводимых работ. Эксперты центров также участвуют в комиссиях по актуализации срока ремонта отдельных домов в процессе реализации программ, оказывают помощь гражданам в анализе тех перечней работ и смет, которые предлагает им на утверждение региональный оператор, а также в приемке работ.

Не меньше внимания уделяется тому, как ведется строительство домов по программам переселения из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года.

Контроль выполнения этих программ осуществляется с помощью фотофиксации процесса строительства, мониторинга сведений, размещенных на cайте reformagkh.ru, проведения анкетирования переселенцев, участие в выездных проверках Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонда ЖКХ).

Не менее важным направлением работы является повышение качества управления многоквартирными домами. И здесь диапазон методов работы также широк — это помощь гражданам в создании советов многоквартирных домов, внедрение договоров управления, позволяющих собственникам осуществлять постоянный и действенный контроль за работой управляющих организаций, проведение общественных рейтингов управляющих организаций и многое другое.

Что сделано и что делается

Активисты наших центров работают непосредственно с населением и хорошо знают его нужды и проблемы. Благодаря этому Минстрой РФ, ГК — Фонд содействия реформированию ЖКХ, профильные комитеты Думы, Контрольное управление президента и другие органы получают достоверную информацию о положении в отрасли. За 2013-2015 годы было проведено более двадцати всероссийских мониторингов, в их числе мониторинг внедрения Закона о лицензировании, мониторинг информационной открытости работы региональных операторов капремонта, мониторинг коррупционных проявлений в сфере ЖКХ.

На основании обращений, поступающих в общественные приемные, НП «ЖКХ Контроль» ежеквартально формирует рейтинги проблем в сфере ЖКХ. Данные рейтинги ясно показывают, как меняется ситуация в отрасли и какой вопрос в тот или иной момент времени требует наиболее пристального внимания.

Повышение грамотности по вопросам ЖКХ мы рассматриваем как один из важнейших инструментов решения множества проблем. Поэтому все региональные центры ежегодно проводят большое количество семинаров, ведут активную разъяснительную работу в СМИ. В сентябре 2015 года «ЖКХ Контроль» запустил всероссийскую акцию «Диктант ЖКХ». Это on-line тест, где каждый желающий на любом компьютере, подключенном к интернету, может проверить свои знания законодательных основ жилищно-коммунального хозяйства. Также в сентябре прошлого года на Общественном телевидении России по инициативе НП «ЖКХ Контроль» стартовала тематическая передача «Все о ЖКХ», суть которой состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать про способы решения типичных проблем, с которыми обычно сталкиваются потребители жилищно-коммунальных услуг.

Эти инициативы показали свою эффективность и полезность, они развиваются и востребованы в регионах. Но, конечно, пока нельзя сказать, что поголовно все граждане знают, как можно успешно и законно отстаивать свои права. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание дальнейшему просвещению населения и говорить о том опыте, который уже наработан общественными контролерами.


Справочно:

За 8 месяцев 2016 г

  • ода было проверено около 650 домов, построенных по программам переселения граждан из аварийного жилья. На контроле представителей региональных центров также находятся дома, включенные в реестр обращений граждан, который размещен в разделе «На контроле» сайта fondgkh.ru.

  • Сеть общественного контроля в сфере ЖКХ создана на основании Указа Президента России от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Этот документ предписал правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

  • В июле 2014 года был принят Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который дал значительные права общественным палатам и общественным советам. А 28 июля 2014 года были приняты поправки в Жилищный кодекс РФ, в котором появилось понятие общественного жилищного контроля.