Глава правительства РФ Михаил Мишустин поручил Минэкономразвития, Минтруду, Минстрою и Минфину проработать вопрос об установлении стандарта допустимой доли расходов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в совокупном доходе семьи с учетом экономических и социальных особенностей субъектов РФ. Поручение дано по итогам выступления премьера в Госдуме с отчетом кабинета министров о результатах деятельности за 2020 год.
В настоящее время данный вопрос регулируется принятым еще в августе 2005 года постановлением правительства России № 541, по которому максимально допустимая норма расходов на оплату ЖКУ составляет 22% от доходов семьи. Если эти траты выше, то у плательщиков возникает право обратиться в органы соцзащиты населения за получением субсидии. Правда, чтобы ответ был положительным, надо соблюсти еще одно условие: площадь помещения, в котором проживает семья, должна быть не больше определенного в регионе стандарта. Например, в Санкт-Петербурге — не более 36 квадратных метров на одиноко проживающего гражданина, 25 «квадратов» на каждого члена семьи из двух человек и не более 20 — на каждого члена семьи из трех и более человек. При этом регионы могут самостоятельно устанавливать более низкий, чем определенный на федеральном уровне, порог, при превышении которого назначаются субсидии. И на сегодня в 58 субъектах РФ максимально допустимая доля расходов на ЖКУ составляет 22%, в 24 субъектах — от 15% до 21% и лишь в трех — менее 15%.
На практике при условии отсутствия задолженности за ЖКУ и при правильной подаче всех документов оформление субсидии занимает не более получаса, поэтому граждане весьма активно и пользуются возможностью уменьшить свои затраты на «коммуналку». В результате на начало 2021 года в стране более 3 млн российских семей получали такие субсидии. Бюджетные затраты на эти цели превышают 70 млрд рублей в год.
Вопрос об условиях назначения субсидий имеет большую социальную значимость. И в прошлом году, когда произошло ухудшение эпидемической и экономической ситуации, а доходы населения начали быстро сокращаться, Минстрой и Минтруд прорабатывали предложение о снижении нормы федерального стандарта максимально допустимой доли расходов россиян на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи с 22 до 15%. Снижать федеральный порог до этой величины предлагалось плавно, в течение пяти лет. В конечном итоге, по расчетам двух министерств, реализация инициативы позволила бы обеспечить адресность оказываемой семьям социальной поддержки. И в случае ее принятия дотации стал бы дополнительно получать еще один миллион семей. Правда, тогда предложение не было поддержано Минфином.
И вот новое возвращение к данной теме. Но, как подчеркнул, давая свое поручение, глава правительства, предоставление субсидии на оплату ЖКУ входит в полномочия регионов, и решение проблемы не сводится только к снижению планки и денежным аспектам. «Я считаю, что, если просто выделением средств это решать, тут опять поплывет сетка. Это, еще раз повторю, полномочие субъектов РФ, они должны принимать эти решения, и этот вопрос требует достаточно детального обсуждения в увязке с источником финансирования и с особенностями каждого субъекта», — уточнил Михаил Мишустин. Пока рано гадать, к чему приведет ведомственная проработка поручения главы кабмина. Данная проблематика имеет большой социальный резонанс, и хотя в прошлом году реакция Минфина на предложение снизить планку была сугубо отрицательной, нужно учитывать изменившийся контекст.
«Осенью выборы. И стране совсем не нужны протестные настроения. Необходимо сосредоточиться на неотложных нуждах рядовых граждан. Так что установление некоего предела в виде доли расходов, идущей на оплату ЖКУ, давно напрашивается», — отметил «Стройгазете» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев, напомнив, что в России есть огромное количество пенсионеров, получающих выплаты в пределах «чуть более десяти тысяч рублей в месяц» и отдающих из них за ЖКУ больше половины. Велико, по словам эксперта, и число граждан трудоспособного возраста, которые получают столь низкую зарплату, что у них после расходов на еду и другие жизненные нужны денег на «коммуналку» даже не остается.
Кстати, по данным Росстата, уровень бедности в стране составляет 12,6%, а доля домохозяйств, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, — 5,4%, что свидетельствует о необходимости увеличивать долю получателей субсидии на ЖКУ в 2,5 раза.
В свою очередь, председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева предупреждает, что даже если порог установят на уровне 15%, все равно нет уверенности, что люди почувствуют на себе отдачу от нововведения. Ведь по факту половина имеющих право на субсидии не может их оформить, так как получить льготу могут только люди, не имеющие долгов за коммуналку, а у малообеспеченных граждан с этим, как правило, и возникают проблемы.
«Решить этот вопрос можно только в том случае, если будут прописаны условия реструктуризации долгов за коммунальные услуги. И необходимо сокращать количество справок, которые людям необходимо собирать. А сегодня есть регионы, где требуют 32 документа», — заявила «СГ» Светлана Разворотнева.
Николай Алексеенко, генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК):
«Кроме снижения максимально допустимой доли расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, необходимо увеличить социальный стандарт жилищной обеспеченности, который является федеральным и не менялся с 1993 года, хотя размер жилой площади, приходящийся в среднем на одного жителя, вырос за прошедшие годы с 18 до 25 квадратных метров»
Номер публикации: №21 04.06.2021