Куда утекали киловатты

Куда утекали киловатты

Куда утекали киловатты

Госжилинспекция Ростовской области выясняла, почему выросла плата за электроэнергию на ОДН

С 1 января 2017 года расходы ресурсов, используемых на общедомовые нужды, будут включены в жилищные услуги, но при этом ограничены нормативом. Но, как заявил замглавы Минстроя, выступая на заседании думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ, сегодня в субъектах Федерации наблюдается существенная разница в величине нормативов: даже в соседних городах с одинаковым климатом они могут отличаться на 50% и более. В этой связи Минстрой выступил с инициативой наделить госжилинспекции полномочиями по проверке законности установки норматива потребления ресурсов на общедомовые нужды (ОДН ). Это, по словам замминистра, поможет сделать контроль за начислениями более эффективным. В некоторых регионах органы Госжилинспекции уже начали такую работу. В Ростовской области инспекторы совместно с ПАО «ТНС-Энерго Ростов-на-Дону» и представителями общественных организаций проверили расход электроэнергии на ОДН в ста многоквартирных домах и выявили 35 нарушений. О том, как проходила проверка, в интервью «СГ» рассказал начальник Госжилинспекции Ростовской области Павел АС ТАШЕВ.

СГ-Жилинспектор_фото.jpg

«СГ»: Что послужило поводом для проведения проверки? И в каких городах области она проводилась?

Павел Асташев: В нашу инспекцию от жителей Ростовской области поступали жалобы на повышение платы за электроэнергию, используемую для ОДН . На основании этих жалоб мы выбрали для проверки 13 городов. Из ста многоквартирных домов, подвергшихся ревизии, 51 находится в Ростове-на-Дону, 10 — в Таганроге, 7 — в Новочеркасске, по 5 — в Каменске-Шахтинском и Шахтах, остальные — в других городах области. Как выяснилось, увеличение суммы начислений было в основном связано с тем, что ПАО «ТНС-Энерго Ростов-на-Дону» в одностороннем порядке расторгло договоры энергоснабжения с управляющими организациями, в том числе с ТСЖ и ЖСК. Это привело к распределению объемов электроэнергии на ОДН в полном объеме между собственниками помещений в многоквартирных домах и, как следствие, к росту платы за потребленную коммунальную услугу.

«СГ»: В чем собственно заключалась проверка?

П.А.: В домах инспекторы проверяли площадь жилых и нежилых помещений, техническое состояние и достоверность показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета, выявляли посторонние технологические присоединения. Если у собственников не было индивидуальных приборов учета, то устанавливали реальное количество граждан, проживающих в той или иной квартире.

«СГ»: Какие нарушения были выявлены?

П.А.: По итогам проверки было выявлено 35 нарушений. Основная причина высокого расхода электрической энергии на общедомовые нужды — нарушение самими собственниками режима потребления, а именно: самовольные подключения жилых помещений после ввода ограничения поставки ресурса, использование счетчиков несоответствующего класса точности или с истекшим межповерочным интервалом, искажение показаний индивидуальных приборов учета, а также несанкционированные подключения к электросетям сторонних потребителей — ларьков, гаражей, магазинов.

Достаточно сказать, что после отключения несанкционированных потребителей доля общедомовых нужд в суммарном потреблении электроэнергии домом составила от 12,5% до 74,5%, а в среднем — 45%. Например, в домах в Азове доля ОДН на момент проверки составляла 63% от суммарного потребления всего дома, а после проверки — 19%.

Кроме того, проверка показала, что люди не очень хорошо разбираются в статьях жилищного законодательства, не понимают, какие у них есть права и обязанности, какие есть возможности, чтобы контролировать работу своих управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Поэтому вместе с Общественной палатой Ростовской области будут определены общественные жилищные инспекторы в муниципальных районах и городских округах области. Так что до конца этого года в каждом городском округе и муниципальном районе, где есть многоквартирный жилищный фонд, должен будет появиться общественный жилищный инспектор. Это будет звено, необходимое для дополнительного информирования жителей по вопросам ЖКХ. С другой стороны, инспектора-общественники помогут нам выявить проблемы на ранней стадии, и тогда будет найден наиболее эффективный способ для их решения.


Справочно

В 2015 году в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области поступило почти 24 тысячи обращений, за 9 месяцев 2016 года — более 20 тысяч.

Если говорить о тематике обращений, то на первом месте находятся вопросы оплаты коммунальных услуг, и прежде всего платы за электроэнергию, используемую на ОДН. На втором месте — жалобы на ненадлежащее содержание общего имущества, в том числе техническое состояние кровли, подвалов и фасадов многоквартирных домов. На третьем месте — вопросы качества предоставления коммунальных услуг. В холодное время года увеличивается число жалоб на качество коммунальных услуг по отоплению и порядок расчета платы за отопление, а в теплое время года — на качество предоставления горячего водоснабжения.