Когда слова имеют значение

Когда слова имеют значение

Shutterstock/FOTODOM
Понятие «многоквартирный дом» обретет точные, капремонтные законодательные рамки

Работы по капитальному ремонту жилых домов стали одними из самых значимых мероприятий не только в сфере ЖКХ, но и в масштабе экономики в целом. Согласно данным Счетной палаты РФ, общая площадь включенных в программы капремонта почти 750 тыс. многоквартирных домов (МКД) составляет порядка 2,5 млрд квадратных метров. В них проживают более 90 млн человек — практически 65% населения страны. С момента начала действия программы в 2014 году по 2019 год было отремонтировано 135 тыс. домов. В прошлом году, несмотря на связанные с пандемией сложности, к ним добавились еще 47 тыс. МКД. С учетом выполненных за последние 10 месяцев ремонтов количество приведенных в надлежащее состояние МКД превысило круглую цифру в 200 тыс., и таким образом благодаря действующим условиям реализации программы капремонта удалось улучшить условия проживания почти для трети жителей многоквартирного жилого фонда.

Вместе с тем, анализ его состояния не демонстрирует качественных подвижек к лучшему: согласно данным Росстата, объем жилья, имеющего износ от 66 до 70% и выше, не только не сокращается, а даже «имеет тенденцию к увеличению», что позволяет говорить о том, что региональные программы капремонта, реализация которых идет с 2014 года, «пока со своими задачами не справляются». Это свидетельствует не только о недостаточных объемах ремонта, но и о неудовлетворительной организации такой работы. В опубликованном в конце октября на президентском сайте «Докладе о результатах мониторинга правоприменения в России за 2020 год» были зафиксированы некоторые из наиболее очевидных проблем, препятствующих реализации регпрограмм.

Во-первых, несмотря на то, что в предшествующем президентском аудите еще в 2015 году было зафиксировано, что в жилищном законодательстве даже нет четкого определения понятия «многоквартирный дом», с тех пор этот пробел так и не был ликвидирован. А это затрудняет формирование перечня объектов, подлежащих включению в программы капремонта общего имущества в МКД и дает региональным властям определенный карт-бланш на занижение числа требующих реновации домов.

Во-вторых, практика показала, что сведения о техническом состоянии МКД, на основании которых определяется очередность их ремонтов, не всегда соответствуют текущим реалиям. Так, в регпрограмме может быть запланирован ремонт фасада, тогда как при подготовке работ по дому выясняется, что в моменте актуальнее ремонт крыши. Но у субъектов РФ в настоящее время нет юридических оснований для внесения таких изменений в регпрограмму капремонта без наличия на то решения общего собрания жителей дома (часть 4 статьи 168 ЖК РФ).

И в третьих, не отрегулированы правовые вопросы финансирования существенно более капиталоемких ремонтов в МКД, являющихся объектами культурного наследия. И хотя статья 191 ЖК РФ предусматривает возможность предоставления финансовой поддержки для выполнения капремонта, но обязанность софинансировать работы, превышающие по стоимости предельный показатель на объектах культурного наследия, в ней не предусмотрена.

Конечно, это лишь часть проблемных мест в законодательстве. Но есть надежда, что по крайней мере эти нормативные лакуны будут вскоре устранены. Что касается первой из них, то правительством подготовлен и осенью представлен в Госдуму РФ законопроект №1246345-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты», который уточняет понятие «дом блокированной застройки» и определяет, что есть «многоквартирный дом». Правда, в своем заключении на законопроект депутаты уже отметили ряд имеющихся в нем недочетов. В частности, определение дома блокированной застройки не содержит указания на ограничение по этажности здания, а также не устанавливает территорию, на которую должен осуществляться выход из такого жилого дома. Кроме того, предложенные в законе термины недостаточно увязаны с базовыми понятиями жилищного законодательства. Тем не менее, в комитете Госдумы РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ) концептуально поддержали законопроект. Предполагается, что ко второму чтению удастся устранить имеющиеся в нем недоработки и, как рассчитывают депутаты, с 1 марта будущего года новый закон вступит в силу.

Далее, чтобы ремонтировать именно те системы в доме, состояние которых того требует в первую очередь, законодатели предлагают добавить еще один вид работ, выполняемых за счет взносов граждан. И выделить в качестве такового обследование технического состояния МКД или его отдельных конструктивных элементов. Как рассчитывают законодатели, обследование позволит установить приоритет определенных видов работ по капремонту или вовсе принять решение о нецелесообразности работ, например, если дом признан аварийным или в нем отсутствуют лифты, а в программе запланирован их ремонт. Также регионам будет предоставлена возможность на основании результатов обследования МКД изменять сроки его капремонта в программе. Конечно, эта новация будет работать только при условии наличия эффективной системы техосмотра, которую еще предстоит создать. Но важно, что вектор в данном направлении задан.

Что же касается вопросов финансирования ремонтов исторических зданий, то для решения проблемы разработан проект закона №11804487, которым вносятся изменения в ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» и Жилищный кодекс РФ. Планируется, что органы власти получат право оказывать финподдержку жильцам таких МКД, если стоимость работ по капремонту превышает предельную, установленную в регионе. При этом ремонтные работы в таких домах будут являться работами по сохранению их именно в качестве объектов культурного наследия.

Конечно, реализация всех этих инициатив потребует увеличения финансирования несбалансированных в настоящее время бюджетов регфондов. Движение в этом направлении уже началось. Так, 2 ноября правительство Новгородской области повысило минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 2022 год на 3,7%. Ожидается, что аналогичные решения примут и другие субъекты, в особенности те, где величина взноса не менялась давно. Но нужны и другие шаги, призванные обеспечить бесперебойное функционирование всех звеньев системы капремонта.

Виктор Кудряшов, председатель правительства Самарской области:

Screenshot_1.png

«Необходимо учесть и меры по финансовому оздоровлению, и удорожание строительных материалов, создать условия для роста интереса подрядчиков к проектам по капремонту, чтобы они конкурировали между собой за контракты Фондов капремонта»