Хотим все знать!

Александр Авилов/ АГН "Москва"
В России будет выстроена четкая система мониторинга аварийных ситуаций в ЖКХ

Состояние инженерных сетей остается одной из наиболее серьезных проблем жилищно-коммунального хозяйства. Как рассказал в одном из недавних интервью заместитель министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров, общая протяженность коммунальных сетей в нашей стране превышает 900 тыс. км. Длина сетей водоснабжения в полтора раза больше расстояния от Земли до Луны, а сетей теплоснабжения — в 2,3 раза больше протяженности всех железных дорог России. При этом износ сетей на сегодня составляет в среднем 58%, и каждый год на них происходит большое число сбоев и аварий. «Наша задача — провести полный технический аудит инфраструктуры, чтобы понимать точную ситуацию в каждом муниципалитете», — отметил замминистра.

Следует отметить, что в России имеется несколько структур и служб, обязанных «присматривать» за состоянием тепло-, газо- и водопроводных сетей. Однако приходится констатировать, что мониторинг ситуации в масштабах России выстроен недостаточно эффективно. Чтобы исправить ситуацию, Минстроем России и экспертным сообществом была проведена большая регуляторная работа, включавшая в себя ревизию действующей нормативной базы, был изучен опыт регионов и отобраны лучшие региональные практики. Итоги этого анализа легли в основу новых рекомендаций о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах ЖКХ. Соответствующий приказ был подписан недавно главой Минстроя России Владимиром Якушевым. Эти рекомендации устанавливают единый стандарт предоставления информации и классификации событий для системы МКА ЖКХ (подсистема мониторинга и контроля за устранением аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства). Документ определяет порядок работы региональных ситуационных центров в сфере ЖКХ в профильных органах исполнительной власти субъектов, а также перечень поставщиков данных и порядок их подключения к системе.


«Применение данных рекомендаций позволит обеспечить единый унифицированный подход к классификации происшествий на объектах ЖКХ. Сейчас в регионах подход к определению того, что является аварией, а что простым технологическим сбоем, различается. Из-за этого мы не всегда получаем корректные данные по аварийности, — пояснил Максим Егоров. — Кроме того, система предусматривает двусторонний информационный обмен с соответствующими системами федеральных органов исполнительной власти — МЧС России и Минэнерго России, что дополнительно позволит обеспечить ее полноту и достоверность, а также исключить возможность дублирования информации о происшествиях, поступившую из разных источников».

Отдельный блок рекомендаций затрагивает работу с данными по отопительному сезону. Не секрет, что регионы и муниципалитеты часто запаздывают с проведением регламентных работ на объектах, предоставляют в Минстрой России не всегда корректные данные о готовности к прохождению осенне-зимнего периода. Теперь же предполагается вести постоянный мониторинг по этому направлению, в том числе следить за тем, чтобы фактические даты начала и окончания отопительного сезона совпадали с графиком. Это даст возможность оперативно выявлять причины несоблюдения сроков подготовки к ОЗП и принимать необходимые меры.

Таким образом, перед регионами поставлены четкие задачи по отслеживанию обстановки на объектах ЖКХ и работе с имеющейся информацией. Система МКА ЖКХ позволит обеспечить наличие в едином ситуационном центре Минстроя России полных и достоверных данных обо всех происшествиях на объектах ЖКХ, включая данные о самих объектах, которые являлись причиной нарушения ресурсоснабжения, а также установить четкий порядок контроля за устранением неполадок. Важная роль в этой работе отводится и Фонду содействия реформированию ЖКХ, он обеспечит всю методическую и техническую поддержку центра и сбор информации со всех регионов России.


«Несомненно, простой учет и мониторинг количества аварий — не самоцель, — заявил Максим Егоров, — в дальнейшем все данные по аварийности на территориях субъектов и муниципальных образований будут использоваться для определения наиболее критичных участков, систем и объектов ЖКХ, в первоочередном порядке требующих решений в части модернизации и обновления».

В пилотном режиме система МКА ЖКХ начнет работу с 1 июля текущего года. В тестировании системы в режиме опытной эксплуатации примут участие шесть субъектов РФ: Санкт-Петербург, Калининградская, Московская, Саратовская, Сахалинская области и Республика Саха (Якутия). Выбор этих субъектов был обусловлен не только тем, что они находятся в разных частях страны и живут в различных климатических условиях. В каждом из них есть свои особенности действующей организации мониторинга и контроля устранения аварий на объектах ЖКХ, в ряде из них функционируют автоматизированные системы сбора и учета информации.

Заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин уверен в том, что система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства заработает уже к началу нового отопительного сезона. Она необходима для более оперативного выявления проблемных ситуаций в ЖКХ и координации лиц, ответственных за их устранение. А накопленные данные позволят выявить системы, в модернизацию которых нужно в приоритетном порядке вкладывать средства, что позволит в дальнейшем сократить число аварий и повысить качество коммунальных услуг. «Сроки для создания системы установлены предельно жесткие, — подчеркнул Олег Рурин. — Одновременно с необходимой доработкой информационной системы Фонда ЖКХ мы будем выстраивать оперативное взаимодействие с МЧС России, регионами и ресурсоснабжающими организациями, будем формировать новые стандарты информационного обмена и управления».