Холодно, еще холоднее

Холодно, еще холоднее

Холодно, еще холоднее Shutterstock/FOTODOM
Почему политика энергосбережения забуксовала на пороге конечного потребителя?

Минуло 12 лет с введения федерального закона № 261 «Об энергосбережении…», но и по сей день ряд его важных постулатов не действует. В частности, не всегда удается повысить энергоэффективность многоквартирных домов (МКД) при капремонте. Механизм энергосервисных контрактов, который должен был сыграть в этой работе ключевую роль, остается невостребованным. До сих пор некоторые новостройки вводятся в эксплуатацию с грубыми нарушениями требований по энергоэффективности. Почему энергетическая расточительность столь живуча и как ее преодолеть, обсудили представители власти, руководители теплогенерирующих компаний, эксперты отрасли и общественники на декабрьской конференции в Новосибирске.

В столице Сибирского федерального округа (СФО) более 60% теплопотребления приходится на долю физлиц, проживающих в частных домах и квартирах. Тарификация, ценовая политика в сфере теплоснабжения в силу социальной значимости находится под постоянным вниманием властей и общества. При этом сдерживание роста тарифов способно привести к недофинансированию важных работ по поддержанию на нормативном уровне технического состояния сетей теплоснабжения и центров тепловой генерации. Оптимальный способ удержания роста платежей «за тепло» для населения — снижение теплопотребления за счет мероприятий по повышению энергоэффективности.

По оценке заместителя директора по перспективному развитию дирекции по теплоснабжению ООО «Сибирская генерирующая компания» Александра Григорьева, значительный потенциал энергосбережения скрыт в программах капремонта МКД: «Если делать ремонт, осуществляя полноценный комплекс работ по повышению энергоэффективности (качественное утепление оболочки дома, обновление инженерных систем с установкой современного регулирующего оборудования и т.п.), можно достичь 35-процентной экономии тепловой энергии». Например, для МКД жилой площадью 4-5 тыс. кв. метров при действующей в Новосибирске стоимости гигакалории (1505 рублей) снижение теплопотребления на 35% означает ежемесячную экономию 30-40 тыс. рублей.

И.о. исполнительного директора Фонда модернизации ЖКХ Новосибирской области Дмитрий Кулешов не разделил оптимизма коллеги. По его оценке, дома после «углубленного» энергоэффективного капремонта показывают сокращение потребления энергоресурсов вовсе не на 35%, а на 5, максимум на 10%.

«Обычный» капремонт не поможет

К сожалению, работы, обычно выполняемые подрядчиками при «среднестатистическом» капитальном ремонте МКД, определяются ограниченными финансовыми ресурсами региональных фондов модернизации ЖКХ и практически не решают задачи повышения энергоэффективности домов. Особенно это заметно сегодня, когда более половины конкурсов по выбору подрядчиков на капремонт МКД приходится объявлять несостоявшимися — из-за резкого роста цен на стройматериалы претендентов нет. Компании не хотят работать себе в убыток, а принятые механизмы повышения фиксированной цены контрактов по постановлению правительства РФ от 30 сентября 2021 года № 1667 до сих пор полноценно не действуют.

Дмитрий Кулешов напомнил: техническое задание на капремонт МКД для подрядчиков формирует управляющая организация (ТСЖ или УК), исходя из имеющейся информации о техническом состоянии конкретного дома, степени износа его конструкций и инженерных систем. При этом из возможных мероприятий по повышению теплоэффективности в реальный перечень работ чаще всего попадают лишь минимальное утепление чердачного перекрытия и замена окон в местах общего пользования. Объективным ограничителем является максимальная сумма финансирования, в свою очередь определяемая предельным размером взносов жителей на капремонт.

Возможности господдержки

Однако в отдельных случаях, как указал Дмитрий Кулешов, МКД может получить дополнительное финансирование на усиление именно энергосберегающей части капремонта. Для этого ему нужно попасть в специальную программу «Поддержка энергоэффективного капремонта», основанную на действии закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ и постановления Правительства РФ от 17 января 2017 года № 18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД». В регионе выполнение указанной программы курирует Министерство ЖКХ и энергетики Новосибирской области.

В случае «вхождения в программу» раздел повышения энергоэффективности при капремонте будет проработан комплексно, дом оборудуют системами автоматического регулирования подачи теплоносителя, в нем модернизируют системы отопления, утеплят фасады, входные группы, подвальные помещения, отремонтируют трубопроводы горячего водоснабжения (с дополнительным утеплением), установят циркуляционный трубопровод с насосом в системе ГВС и т.п.

Попасть в программу непросто, но шанс есть — детальный план действий со всеми формами-таблицами для заполнения и рекомендациями содержится в методичке на официальном сайте Фонда ЖКХ. Если раньше, по информации Дмитрия Кулешова, такая поддержка была доступна только жителям домов, взносы которых на капремонт аккумулируются на спецсчетах, то с начала 2021 года местное Министерство ЖКХ и энергетики получило право выбрать для поддержки дополнительный перечень домов, капремонт которых финансируется региональным оператором из «общего котла».

Еще об одном инструменте поддержки рассказал председатель комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин. Он сообщил, что в Новосибирске действует муниципальная программа, позволяющая получать бюджетные субсидии на приобретение и установку в МКД систем автоматического регулирования подачи теплоносителя в контур теплоснабжения (САРТ). Цена комплекта САРТ — 160-250 тыс. рублей. Согласно схеме субсидирования, ТСЖ (или управляющей компании) достаточно профинансировать 30%, а 70% возьмет на себя бюджет. Пока спрос на упомянутое субсидирование невелик. По мнению Игоря Кудина, эксплуатирующие организации и население попросту мало информированы о такой возможности.

Административные дисбалансы

Анализируя причины пробуксовки энергосберегающих программ, исполнительный директор Фонда энергосбережения Новосибирской области Алексей Шибанов напомнил, что в соответствии с ФЗ «Об энергосбережении…» для осуществления энергосберегающих мероприятий ресурсоснабжающая организация вначале должна представить официально оформленные предложения по оптимизации потребления ресурса. Далее УК должны на каждом подлежащем капремонту доме утвердить перечень мероприятий общим голосованием собственников. После этого можно формировать техзадание и заявки на финансирование. Но по факту всего этого не происходит.

Есть и еще один дисбаланс: техническое задание на капремонт формируют УК, финансирование выделяется Фондом модернизации ЖКХ, а мэрия Новосибирска, которую Алексей Шибанов назвал «главным выгодоприобретателем» энергосберегающих мероприятий, остается в стороне от всех этих процессов, «не выполняя своих штабных функций».

По его сведениям, на сегодняшний день наибольший объем информации по результатам проведения энергосберегающих мероприятий сосредоточен в Департаменте образования мэрии Новосибирска, потому что уже 12 лет в городе проводится работа по оснащению приборами автоматического управления теплоснабжением подведомственных данному департаменту объектов. К настоящему времени оснащено свыше 200 объектов.

«Но совокупный результат данной работы мы не видим, потому что она не входит в контур управления программами энергосбережения в Новосибирске, которое осуществляет Департамент энергетики и ЖКХ, — констатировал Алексей Шибанов. — Думаю, в сложившейся ситуации не обойтись без депутатской комиссии, которая взялась бы за комплексное администрирование программы энергосбережения в целом и отдельных входящих в нее мероприятий».

Энергосервис: слово есть, а контрактов нет

С точки зрения общественника Андрея Гладченко, несмотря на оптимистичные декларации, в энергосбережении по-настоящему не заинтересованы ни власть, ни генерирующие источники, ни жители. «Выходом может стать механизм, который заинтересовал бы бизнес зайти в работу по повышению энергоэффективности домов, обеспечив при этом экономию для жителей и дивиденды для себя», — резюмировал он.

«На самом деле механизм давно определен законом, он называется «энергосервисный контракт», — напомнил независимый аналитик энергетического рынка Сергей Бухаров. — Другой вопрос, насколько он работоспособен».

«Причины того, что энергосервисные контракты, особенности заключения которых установлены статьей 108 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе…», до сих пор не стали заметным инструментом при реализации программ энергосбережения, в том, что компаниям, которые занимаются энергосервисом, не хватает привлеченных финансов. Невозможно получить кредит на тот круг услуг, который прописан в энергосервисных контрактах. Поэтому в данную сферу деятельности могут заходить только компании с большим собственным капиталом», — отметил Алексей Шибанов.

К сожалению, на практике и наличия собственного капитала недостаточно, чтобы включить в работу схему энергосервисных контрактов. «В свое время в Новосибирске намерение принять участие в энергосервисных проектах декларировала компания «Ростелеком», — рассказал Алексей Шибанов. — Однако дальше намерения дело не пошло. Большой компании интересно брать крупный пакет энергосервисных услуг по комплексу объектов, формировать который — отдельная работа. Но даже не это главное. Любой крупный пакет должен состоять из отдельных объектов, соответствующие решения по которым все равно будут принимать собрания собственников». Без этих решений реализовать энергосервисный контракт невозможно. А заниматься продвижением решений через собрания собственников никто не хочет. Мне известна одна управляющая компания в Новокузнецке, которая нашла неформальный способ реализовывать энергосервисные проекты. Она вначале вкладывала средства в повышение энергоэффективности зданий без согласия жильцов, на свой риск, а потом, когда мероприятия завершались и появлялась реальная экономия ресурсов, фиксировала документально данный факт на общих собраниях, получая одобрение от жителей направить высвободившиеся средства на благоустройство и на развитие компании. Выходило, что жители продолжали платить за энергоресурсы столько же и при этом видели реальный доход от экономии, обращенный на их пользу. Но это редкий случай. В Новосибирске компаний, способных решиться на такую схему работы, я не знаю».

По мнению Алексея Шибанова, если не брать в расчет вариант введения законодательного понуждения к энергосберегающим мероприятиям, для повсеместного запуска механизма энергосервисных контрактов нужно как минимум добиться осознанной заинтересованности собственников, довести до них понимание их личной ответственности за повышение общей энергоэффективности МКД, в которых они проживают. Пока такая заинтересованность, понимание ответственности в большинстве случаев отсутствуют.