Кардинальный пересмотр

Кардинальный пересмотр

Кардинальный пересмотр Shutterstock/FOTODOM
Минстрой России готовит новые «бесконфликтные» правила предоставления коммунальных услуг

Как сообщил на днях министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, правила предоставления коммунальных услуг будут до конца нынешнего года кардинально изменены. Он напомнил, что действующие правила были утверждены достаточно давно — в 2011 году. С тех пор в экономике и, в частности, в жилищно-коммунальной сфере произошли серьезные изменения. Поэтому не все в имеющихся нормативных актах соответствует требованиям времени, правила часто критикуют, и есть много судебных решений по ним. В связи с этим в министерстве намерены серьезно переработать действующее постановление. Такая работа сейчас ведется и должна быть завершена до конца года.

«Работа очень серьезная, но ее надо тоже выполнить», — подчеркнул министр. Он также напомнил, что в ЖКХ есть много насущных проблем, требующих решения. Среди основных из них Ирек Файзуллин назвал значительный износ сетей, высокие потери, низкую энергоэффективность и недофинансирование отрасли. По его словам, в прошлом году при фактически разрешенном повышении тарифов на 4% регионы подняли плату за ЖКУ в среднем на 3,1%. По предварительным оценкам, только за счет этого ЖКХ недополучило около 80-90 млрд рублей поступлений. При этом, для сравнения, на программу «Чистая вода» предусмотрено лишь 30 млрд рублей в год.

В заключение министр высказал уверенность, что принятие новых правил предоставления коммунальных услуг поможет решить отраслевые проблемы и улучшит ситуацию в ЖКХ.

В пресс-службе министерства пока не комментируют, как далеко продвинулась работа по подготовке новых правил и в чем будут заключаться основные новшества. Опрошенные «Стройгазетой» профильные эксперты также оказались не в курсе деталей этой работы, и ни один из них не подтвердил, что в ней участвует. Вместе с тем, экспертное сообщество дружно поддержало необходимость внесения существенных изменений в действующую нормативную базу, регулирующую отношения в коммунальной сфере и порядок предоставления услуг потребителям.

«Действующие правила были приняты 10 лет назад, и, конечно, их надо обновить. Можно только приветствовать начинание Минстроя России по составлению новых правил. Это действительно довольно сложный интеллектуальный труд, — заявили «СГ» в Общероссийском народном фронте (ОНФ), напомнив, что в постановлении № 354 правительства России довольно подробно расписываются положения, которые отражены в Жилищном кодексе. Безусловно, для практического применения и вообще нормального функционирования ресурсоснабжающих организаций (РСО) и организаций сферы ЖКХ это постановление является настольной книгой. В нем их представители ищут ответы на спорные вопросы, возникающие у поставщиков коммунальных услуг. В этом документе также содержится подробное описание правил взаимодействия между собственниками и управляющими организациями, регулируются многие другие вопросы. Но, конечно, на сегодня правила уже далеки от совершенства. И одно из нареканий в адрес нынешней редакции состоит в том, что простому обывателю очень сложно разобраться, какие именно имеются правила в коммунальной сфере, и, исходя из этого, понять, были ли нарушены его права как собственника и жителя дома или же этого не произошло. «Формулы, которые прописаны в постановлении № 354 и касаются вопросов расчетов оплаты общедомовых нужд, имели более читабельный вид», — считают эксперты ОНФ. Поэтому нужно выпустить обновленную, облегченную версию правил, в которой обычные люди будут искать ответы на свои вопросы. И ни в коем случае нельзя превращать это постановление в документ, содержащий набор громоздких правил для юристов, специализирующихся на составлении взаимных претензионных исков в судебных процессах. Такие иски, как правило, состоят из витиеватых формулировок, которые потом, в том числе, используются при заключении договоров поставки коммунальных ресурсов, но рядовым собственникам разобраться в таких хитросплетениях затруднительно.

И, конечно, в готовящемся постановлении должны быть отражены новые веяния, касающиеся, например, вопросов энергоэффективности и энергопотерь при поставке энергоресурсов, а также наболевших тем, связанных с персональными данными о потребителях коммунальных услуг, и некоторых других аспектов. По словам координатора Центра мониторинга благоустройства городской среды, члена Центрального штаба ОНФ Светланы Калининой, все конфликты между жителями и УК или РСО связаны с высокими тарифами и нормативами, начислениями ресурсов плохого качества или за некачественную услугу. Поэтому все должно быть честно, а в этом может помочь только развитие автоматизированных систем снятия показаний с индивидуальных квартирных приборов учета (ИПУ) и домовых приборов учета (ОДПУ), при внедрении которых 24 часа в сутки видно и качество ресурса, и количество потребления. Эти моменты также надо обозначить в правилах. А в целом нужно помнить, что хотя они и адресованы регулятору и участникам рынка, но все-таки в первую очередь правила предоставления коммунальных услуг предназначены для граждан, и это должен быть ключевой посыл при их составлении.

Светлана Калинина, координатор центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ:

светлана калинина .jpg

«Важно зафиксировать в правилах, чтобы УК в обязательном порядке могли списывать средства с лицевого счета МКД за содержание и текущий ремонт после ежемесячного согласования акта выполненных работ через уполномоченного представителя собственников. И тогда у бизнеса не будет возможности выводить деньги за невыполненные работы, и исчезнет проблема с неограниченными размерами зарплаты некоторых категорий работников УК»



Теги: