Власти, население и бизнес не могут договориться о тарифах на вывоз ТКО
Тарифы на вывоз мусора остаются одной из наиболее острых тем, связанных с реформой системы обращения ТКО. В этом смысле весьма показательна ситуация, сложившаяся в Свердловской области. Этот регион в числе других приступил к проведению «мусорной» реформы с 1 января 2019 года. Согласно региональной террсхеме, вывозом и утилизацией ТКО на территории субъекта занимаются три оператора: ООО «Компания «РИФЕЙ» (север), ООО «ТБО «ЭКОСЕРВИС» (запад) и Екатеринбургское МУП «Специализированная автобаза» (восток). Деятельность компаний сразу стала объектом острой критики со стороны населения. Одним из самых раздражающих моментов стали именно тарифы на вывоз ТКО, которые многие сочли необоснованно завышенными. Средний тариф регоператора в области составил 771,8 рублей за кубометр. По этому показателю Свердловская область заняла 12-е место среди 81 региона, отстав, правда, от всероссийского «рекорда» Красноярского края (1696,7 рублей за куб. м). Многие критики утверждали, что тарифы были утверждены под прямым давлением «мусорного лобби», указывая на то, что в конце прошлого года ЕМУП «Спецавтобаза» возглавил депутат Думы Екатеринбурга Григорий Вихарев. Весной этого года Свердловская область вошла в число пяти регионов — лидеров по числу жалоб на нарушения при проведении мусорной реформы.
Слишком высокими свердловские тарифы посчитали и в ФАС России. Антимонопольная служба предписала местной РЭК снизить размер платы за вывоз мусора, что и было сделано в марте. Однако это решение тоже удовлетворило далеко не всех. Комиссию обвинили в том, что она действует административными методами, что снижение тарифов не обосновано экономически, а вызвано исключительно политическими соображениями.
Как бы то ни было, тариф был снижен, и это позволило уменьшить с 1 июня суммы в квитанциях почти на треть. Так, в Восточной зоне, куда входит столица Урала, цены на вывоз мусора снизились со 148,62 рубля до 101,04 рубля (МКД) и со 182,11 рубля до 123,8 рубля (частный сектор). А в апреле Свердловский областной суд отказал в иске компании «Спецавтобаза», оспаривавшей постановление РЭК об утверждении единого тарифа на вывоз ТКО в Свердловской области. Казалось бы, интересы населения соблюдены, однако в последнее время со стороны жителей все чаще поступают сигналы о непорядках с вывозом мусора. В компаниях-регоператорах говорят, что работать при установленном уровне тарифов им невыгодно. Представители компании «Спецавтобаза» уже оспорили базовое решение ФАС России о снижении тарифа в Свердловской области. Рассмотрением этого дела вскоре займется Арбитражный суд Москвы.
С другой стороны, некоторые екатеринбургские политики, желая потрафить избирателям, предлагают откровенно популистские меры. Недавно депутат Гордумы Екатеринбурга Андрей Пирожков выдвинул инициативу дополнительно снизить плату за вывоз ТКО для многодетных семей.
Таким образом, можно констатировать, что баланс между интересами населения и бизнеса пока не найден, а тарифы на местном уровне определяются, исходя не из экономических реалий, а под влиянием различных лоббистов и конъюнктурных интересов. Как считает заместитель исполнительного директора экспертного совета при правительстве РФ и руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Алексей Макрушин, нормативы на вывоз могут быть некорректными, в том числе по причине того, что не везде замеры необходимых трат компаний на вывоз были проведены правильно. Частично эта проблема может быть снята на федеральном уровне за счет применения разработанной Минприроды РФ методики расчета нормативов, учитывающих интересы разных категорий граждан.
Справочно:
Как показало исследование, проведенное общественной организацией «Зеленый патруль», в десятку самых грязных регионов России входят Красноярский край, Оренбургская, Нижегородская, Иркутская, Свердловская, Московская и Тульская области, Республика Саха (Якутия) и Забайкальский край.
Номер публикации: №22 от 07.06.2019