Дому нужен хозяин

Дому нужен хозяин

Необходимо превратить управление МКД в выгодное дело для жильцов и обслуживающих компаний

Андрей ШИРОКОВ, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства:

Screenshot_1.png

Работа над Стратегией развития ЖКХ до 2035 года еще не закончена, обсуждение документа продолжается. И это позволяет надеяться, что в итоговую версию Стратегии войдут важные положения, касающиеся такой сферы, как управление многоквартирным домом (МКД).

Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства подготовлен достаточно большой перечень предложений, ключевыми из которых являются признание МКД объектами недвижимости и реформирование института объединений собственников помещений в таких домах, членство в которых должно стать обязательным для каждого собственника жилого или нежилого помещения в доме.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо исключить из Жилищного кодекса и всех других правовых актов положения о порядке установления нормативов коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Если в доме установлены общедомовые приборы учета, то весь измеренный объем ресурсов должен распределяться между собственниками помещений в доме. Если же общедомовых приборов нет, то не должно быть и индивидуальных приборов учета, и оплату коммунальных услуг следует производить по нормативам, которые, в свою очередь, должны устанавливаться по данным измерений общедомовыми приборами в специально подобранных группах домов.

Для ведения бизнеса по управлению многоквартирными домами важнейшим является вопрос о цене договора управления. На наш взгляд, эта цена должна обеспечивать выполнение управляющей организацией всех необходимых работ по договору. Иного не дано, если мы хотим получить достойный уровень обслуживания в МКД. Но, к сожалению, сложившаяся практика этому не соответствует, особенно когда тарифы на оплату услуг управляющих компаний устанавливаются органами местного самоуправления.

В подавляющем большинстве случаев власти сознательно ограничивают величину тарифов, так как исходят из ложно понимаемой защиты интересов собственников жилья (люди платят меньше, но состояние их домов только ухудшается), а также не желают увеличения затрат местных бюджетов на выплату жилищных субсидий малодоходным домохозяйствам. Конечно, если установить экономически оправданные тарифы, бюджетные расходы могут возрастать, но без этого нельзя обеспечить улучшение технического состояния домов и повышение качества управления. В проекте Стратегии эта проблема не решается, из-за чего деятельность по управлению домами остается весьма рискованным бизнесом.
Теги: