Чтобы чисто было

Фонду ЖКХ предстоит сыграть системообразующую роль в формировании современной отрасли по переработке отходов

Задание на сегодня

В ближайшие годы в России предстоит создать современную отрасль по переработке отходов. Откладывать эту работу на завтра уже поздно, так как из нескольких миллиардов отходов производства и потребления, которые образуются ежегодно в стране, утилизируется и обезвреживается не более половины.

Особенно тревожная ситуация складывается с твердыми коммунальными отходами. По сравнению с 2010 годом, уровень их переработки снизился вдвое, и в настоящее время из примерно 70 млн тонн ТКО перерабатывается всего 7,5%. Такая низкая доля переработки провоцирует рост площади территорий, которые заняты мусором. По данным природоохранных ведомств, на территории субъектов Российской Федерации расположено более 50 тыс. свалок, как законных, так и несанкционированных, куда свозятся коммунальные отходы. Однако эта цифра явно занижена, так как учитываются не все скопления продуктов жизнедеятельности. И хотя насчитывается 30 федеральных организаций, которые так или иначе принимают участие в сфере обращения с отходами (регулирование, контроль и надзор), единой информационной базы по объектам обращения с отходами в настоящее время не существует. При этом официально зарегистрированных объектов обращения с отходами, то есть занесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), более тысячи. Следствием же является то, что свалками занято и захламлено более 1 млн гектаров земли, что сравнимо по площади с территориями таких государств, как Кипр или Ливан. Если же вспомнить, что из всего объема отходов во вторичный хозяйственный оборот вовлекается менее 2%, то с очевидностью напрашивается вывод: отрасль обращения с отходами в стране в современном понимании не существует и требуется создавать ее практически с нуля.

Движение началось

Экономический потенциал этой сферы огромен и, по мнению экспертов, объем цивилизованного мусорного рынка в России может составить до 3,5 млрд долларов. Поскольку на захоронение зачастую уходит до 90% отходов, по мнению первого заместителя генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимира Талалыкина, необходимо до минимума снизить объемы захоронения твердых коммунальных отходов и добиться максимального развития собственного производства мощностей по сортировке и переработке мусора. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Сформирована достаточно полная законодательная база, позволяющая запустить процесс формирования современной отрасли по переработке, обеззараживанию и захоронению ТКО. Используя эту законодательную базу, Фонд ЖКХ стал активным участником процесса по формированию современной системы переработки ТКО. Как напомнил Владимир Талалыкин, Фонд ЖКХ задействован в проектах по модернизации систем коммунальной инфраструктуры субъектов РФ, госкорпорацией софинансируется строительство объектов по обращению с отходами потребления и производства, Фонд помогает регионам исполнять требования законодательства по переходу на новые правила обращения с отходами. В числе примеров — софинансирование проектов в Чувашской и Карачаево-Черкесской республиках, Саратовской, Воронежской, Смоленской и Нижегородской областях на общую сумму 3,485 млрд рублей.

410 Первый заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Владимир Талалыкин.jpg

Не остались в стороне от этой работы и регионы. Практически во всех из них составлены территориальные схемы обращения с отходами, которые послужат основой для размещения объектов переработки и захоронения отходов. Как отметил Владимир Талалыкин, территориальная схема представляет собой документ, который описывает сегодняшнюю ситуацию. Затем на ее базе должна быть создана региональная программа развития отрасли и произойти трансформация всей этой схемы. В ней должны быть обозначены точки роста и инвестиционная привлекательность, выстроена логистика и т.п. «Формирование данного документа требует определенных навыков, квалификации, понимания ситуации. Сегодня я не вижу препятствий для создания грамотной терсхемы», — подчеркнул первый заместитель генерального директора Фонда ЖКХ.

Ставка на отечественное 

Реализовывать задачи по созданию в России современной отрасли по переработке ТКО предстоит в непростой экономической обстановке и в условиях определенного технологического отставания от развитых стран. Поэтому большое внимание следует уделить созданию отечественных машин и оборудования. Понятно, что многое тут зависит от промышленной политики государства, которая должна быть направлена на импортозамещение и обеспечение российского производителя оборудования рынком сбыта для своей продукции. Это, в свою очередь, позволит потребителям коммунальных услуг снизить капитальные затраты и темпы роста тарифов. «Цена иностранного оборудования, представленного сегодня на отраслевых выставках, слишком высока, поэтому появление российских производителей на рынке будет иметь спрос», — считает первый заместитель генерального директора Фонда ЖКХ.

Процесс этот не быстрый и потребует определенного времени и средств. Но создание отечественных комплексов для отрасли по обращению с отходами позволяет решить сразу нескольких вопросов, включая загрузку отечественного производителя, снижение тарифа для потребителя и уход от зависимости по комплектующим импортного производства. Отрадно, что в отрасли уже активно применяются некоторые отечественные разработки, в частности, полигонная техника. На подходе и другие образцы машин и оборудования.

Последовательно к цели

При создании современного оборудования для отрасли предстоит двигаться последовательно — от простого к сложному. Например, по мнению экспертов Фонда ЖКХ, автоматизированные комплексы по переработке ТКО, работающие практически без участия человека, хороши, но слишком дороги. По этой причине к их массовому внедрению не готовы ни российские регионы, ни инвесторы. К тому же, если на этих дорогостоящих объектах не будет обслуживающего персонала соответствующей квалификации, то они остановятся, и деньги государства и инвесторов окажутся выброшенными на ветер.

Вопрос о том, какой комплекс и технологию следует применять в первую очередь, зависит от соотношения капитальных затрат и полезного эффекта от выборки, которую может дать этот комплекс. Так, на сегодня выбирается 8-10% вторичного сырья, а если установить автоматизированную линию — будет выбираться примерно 15%. Но сопоставление цен на автоматизированную и механизированную сортировку показывает, что автоматизация сегодня не окупается, тем более, что в настоящее время продажа вторичного сырья не покрывает затрат. Возможно, ситуацию в будущем улучшит тариф на обработку, но пока цена автоматизированного комплекса для российских регионов является неподъемной. Вот и получается, что пилотные полностью автоматизированные проекты в отдельных регионах запустить можно, но массовыми они стать не смогут. Тогда как стоит задача реализовать эффективные проекты во всех субъектах России. Поэтому, по мнению Владимира Талалыкина, при формировании отрасли по переработке ТКО следует исходить из реалий и учитывать платежеспособную возможность потребителя, уровень профессиональной подготовки обслуживающего персонала, вероятные объемы загрузки комплексов сырьем.

«Одна из главных задач на данном этапе — сделать сферу обращения с отходами организационно подготовленной и технологически оснащенной», — считает первый заместитель генерального директора Фонда ЖКХ.


Справочно

В России образуется 3,4 млрд тонн отходов в год, в том числе 2,6 млрд тонн промышленных отходов, 700 млн тонн жидких отходов птицеводства и животноводства, 35-40 млн тонн твердых коммунальных отходов.