Чистота по стандарту: на Сахалине создан единственный в стране регламент комплексной уборки дорог

Чистота по стандарту: на Сахалине создан единственный в стране регламент комплексной уборки дорог

Чистота по стандарту: на Сахалине создан единственный в стране регламент комплексной уборки дорог Департамента информационной политики администрации Южно-Сахалинска
С 2021 года МКП «Завод строительных материалов им. Героя Советского Союза М. А. Федотова» в Южно-Сахалинске внедряет технологии «бережливого производства» (Lean Production). За это время было оптимизировано девять рабочих процессов с целью улучшения качества предоставляемых услуг и сокращения временных потерь. В коллективе успешно применяется система 5C (Сортировка, Соблюдение порядка, Содержание в чистоте, Стандартизация и Совершенствование), оборудован кабинет «Обея» (помещение для командной работы), создана «Фабрика процессов» (учебно-производственная площадка). Главным достижением в сфере эффективного управления на предприятии считают успешно реализуемый стандарт содержания улично-дорожной сети. Регламент комплексной уборки проезжей части дорог, внедренный в Сахалинской области, признан уникальным и результативным.

Дорожные правила

Регламент комплексной уборки дорог разрабатывался и реализовывался под кураторством Министерства Сахалинской области по эффективному управлению, завод им. Федотова стал ключевым исполнителем регламента. Это предприятие является образцовым с точки зрения применения нового стандарта и сегодня отвечает за чистоту и содержание дорог в столице островного региона.

Актуальность внедрения комплексного регламента уборки обусловлена экологической проблематикой. Долгое время Южно-Сахалинск числился в аутсайдерах рейтингов чистоты воздуха: еще два года назад уровень загрязненности воздуха пылью в островной столице превышал аналогичные показатели по сравнению, например, с Москвой в семь раз. Причиной тому эксперты признали недостаточно эффективную уборку улиц. Нарекания возникали и у самих южносахалинцев, жаловавшихся на пыль на дорогах, мусор в прилотковой зоне, пробки в дневное время из-за работы уборочной техники. С проблемами решили бороться комплексно, внедрив новый стандарт уборки улиц.

Новые регламенты для дорожной техники разрабатывались Министерством Сахалинской области по эффективному управлению регионом совместно с администрацией Южно-Сахалинска по поручению губернатора Валерия Лимаренко. Чтобы создать благоприятную экологическую обстановку и повысить привлекательность областного центра для жителей и гостей города, использовались инструменты «бережливого производства». В качестве полигона для испытаний была выбрана центральная улица города — проспект Мира общей протяженностью почти 19 км.

«В Южно-Сахалинске активно строятся и ремонтируются дороги. И нам нужен был ответственный подрядчик, готовый взять на себя большой объем работ по содержанию улично-дорожной сети областного центра. Сегодня на балансе завода им. Федотова порядка 230 км дорог. Благодаря регламенту, ставшему своего рода инструкцией для наших дорожников, качество содержания улиц заметно улучшилось. Ощутимо меньше стало обращений от жителей города на эту тему, — отметил мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин. — Дополнительно к регламенту мы организовали системную мойку тротуаров, малых архитектурных форм и автобусных остановок, устранили повреждения дорожного полотна на экспериментальном проспекте Мира и примыкающих дорогах, усилили контроль за выносом грязи на улицы областного центра со стройплощадок. Именно комплексное решение проблем позволило сделать наш город чище».

Комплексный подход

В процессе внедрения комплексного регламента уборки в первую очередь были разработаны критерии качества содержания дорог и прилегающей территории. Согласно новому регламенту, комплексная уборка дорог в Южно-Сахалинске выполняется с помощью механизированной колонны в четыре этапа для каждого участка дороги. Чтобы не создавать неудобств для автомобилистов и общественного транспорта, работы проводятся с 21.00 до 7.00, когда дороги менее загружены.

Стандарт комплексной уборки дорог содержит подробную инструкцию с описанием каждого этапа, обязательными правилами и наглядными схемами движения уборочной техники. Как проводить уборку прилотковой зоны проезжей части дороги, карманов остановки общественного транспорта, радиусов перекрестков и заездов и осевой линии дороги? Как быть в ситуации, когда на остановке находится автобус или на парковке вдоль улично-дорожной сети запаркованы автомобили? По каждому такому случаю в регламенте дан план действий. Также были сформированы отдельные стандарты работы дорожного пылесоса, поливомоечной машины и дворника.

Новые регламенты работы помывочных и других специализированных машин нацелены на то, чтобы устранить как можно больше источников пыли и грязи. В ходе подготовки к внедрению новых стандартов уборки была проведена замена изношенных узлов уборочной техники, переведены на русский язык приборные панели.

Кроме того, специалисты исследовали причины распространенных проблем, возникающих в процессе работы техники: загрязнение поверхности дороги вытекающей водой из бункера дорожного пылесоса, выброс пыли из отверстия в бункере для смета. Были предложены варианты решений. В одном случае это действие согласно регламенту — осуществлять опорожнение бункера для смета перед второй дозаправкой машины водой. В других — контроль за технической исправностью орошающих форсунок, датчик воды в системе орошения. Теперь регламентом закреплено проверять целостность и исправность всех элементов поливомоечной машины до начала смены, что позволяет избегать проблем в процессе эксплуатации техники.

Нововведения коснулись и работы дорожных рабочих. Им предоставили необходимые инструменты, был решен вопрос, чтобы имущество дворника хранилось в непосредственной близости к закрепленному за ним участку или перевозилось в специальной тележке. Также в ходе внедрения регламента организован мониторинг качества уборки: его осуществляет специальная машина, оснащенная широкоугольной камерой высокого разрешения, которая использует программный комплекс. Это позволяет не только контролировать качество уборки на постоянной основе, но и дисциплинировать подрядные организации, делая выводы, выполняет подрядчик взятые на себя обязательства или нет.

Новый стандарт содержания дорог сегодня повсеместно реализуется на территории Южно-Сахалинска, успешный опыт распространяется на всю Сахалинскую область. С этой целью был проведен обучающий семинар, на котором присутствовали более 30 сотрудников дорожных предприятий островного региона. В практическом обучении принимали участие техника и сотрудники завода им. Федотова. Обучающий курс состоял из шести часов теории и практики, знакомящих с технологическими особенностями выполнения работ. В рамках теоретического блока участниками обучения были рассмотрены современные инструменты бережливого производства, применимые в сфере дорожного хозяйства, главный из которых — стандартизация.

Инновационный директор

В любом большом деле важен руководитель, который станет локомотивом перемен. Внедрение регламента было бы невозможно без производственной базы необходимого качества и руководителя, готового к инновациям. Алексей Римша возглавил завод им. Федотова в сентябре 2019 года, с его приходом завод получил второе рождение. Первым шагом стало объединение завода и базы №2, обслуживающей дороги. Был составлен подробный и последовательный план действий по решению наиболее острых проблем, сформулирована миссия завода: инновационное, экологически безопасное и экономически эффективное удовлетворение потребности общества в качественных дорогах, — которая сегодня определяет дальнейшую концепцию развития.

«На предприятии одновременно с использованием комплексного регламента уборки мы успешно внедряем систему «бережливого производства». Сейчас многие процессы оцифрованы, введены электронный документооборот и IР-телефония, установлен современный сервер, создана мощная внутренняя сеть, в которой все учтено и ничего не теряется. Главное, что люди в большинстве своем перестроились и приняли новые условия работы, — рассказал директор завода им. Федотова Алексей Римша. — Со своей стороны, мы постарались создать для персонала комфорт, впервые за долгое время был проведен ремонт боксов и мастерских, решены коммунальные проблемы административного здания, в котором мы оборудовали шикарный учебный класс, где водители теперь проходят переподготовку и сдают квалификационные экзамены».

Так, с начала года здесь реализовано пять проектов по оптимизации процессов: создания заявок на закупку запасных частей, снижения потребления дизельного топлива, формирования отчетности по видам деятельности, учета рабочего времени и начисления заработной платы по видам деятельности, согласования и работы с входящими бухгалтерскими документами. Экономический эффект от проведения этих мероприятий очевиден, например, на заводе сократились затраты на приобретение дизельного топлива и удалось избежать затаривания склада запчастей (выгода более 1 млн рублей), при этом сократились сроки проверки технического задания на покупку запчастей с нескольких месяцев до 12 дней. Для этого был модернизирован отдел GPS-мониторинга, выполняющий задачи по круглосуточному отслеживанию маршрута техники и контролю топлива в топливных баках техники (установлены датчики ДУТ), налажена централизованная закупка основного объема топлива, разработан стандарт подготовки и проверки ТЗ на закупку запчастей.

В планах администрации Южно-Сахалинска сделать МКП «Завод строительных материалов им. Героя Советского Союза М. А. Федотова» одним из образцовых предприятий областного центра по внедрению технологий «бережливого производства». Эффективное управление помогает учреждению успешно реализовывать комплексный регламент уборки дорог. А он приводит к главному результату: сейчас индекс качества воздуха в Южно-Сахалинске находится в «зеленой» зоне, уровень наличия взвешенных частиц соответствует рекомендуемому ВОЗ среднегодовому значению. Ну а чистоту города отмечают не только южносахалинцы, но и гости.

Сергей НАДСАДИН, мэр Южно-Сахалинска:

замена надсадин.jpg

«Со стороны администрации мы сразу поддержали эксперимент по внедрению комплексного стандарта уборки городских улиц. Вопросы благоустройства и повышения качества жизни, создания современной и комфортной городской среды являются для нас приоритетными»

Справочно:

«Завод строительных материалов им. Героя Советского Союза М. А. Федотова» ведет свою деятельность с 1967 года, в статусе муниципального казенного предприятия (МКП) — с 2000-го. Сегодня здесь трудятся более 700 сотрудников, в активе 350 единиц современной дорожной и снегоуборочной техники. Общая протяженность обслуживаемых дорог и проездов более 230 км.