«Зеленый» демонтаж: будущее строительного рынка?

«Зеленый» демонтаж: будущее строительного рынка?

«Зеленый» демонтаж: будущее строительного рынка?
Генеральный директор Группы компаний «КрашМаш» Виктор Казаков о новых экологических стандартах и о «зеленом» будущем рынка

Сегодня девелопмент становится все более экологически ответственным: внедряются «зеленые» стандарты, растет процент переработки отходов и использования вторичных материалов. Не отстают и другие секторы строительного рынка. О том, насколько экологичным может быть демонтаж, «Стройгазета» поговорила с генеральным директором группы компаний «КрашМаш» Виктором Казаковым.

Screenshot_1.png

«СГ»: Виктор Александрович, начнем с главного вопроса — насколько опасными для экологии могут быть демонтажные работы?

Виктор Казаков: Если смотреть с одной стороны, то демонтаж несет в себе положительную экологическую роль — ведь именно мы делаем безопасными территории объектов накопленного экологического ущерба, сносим старые производственные мощности, чтобы новые были построены с соблюдением экологических стандартов.

Но есть здесь и «но»: демонтаж относится к работам повышенной опасности и, следовательно, несет с собой множество рисков как для жизни и здоровья людей, так и для окружающей среды. В результате ошибок, допущенных при демонтаже, в почву и воздух могут попасть загрязняющие вещества. Избежать таких ошибок могут только опытные компании.

«СГ»: Но ведь при начале работ у демонтажной компании на руках есть все необходимые документы — значит, все риски можно предсказать заранее?

В.К.: В идеальном мире, да. Но не будем забывать, что в случае редевелопмента объектов советской эпохи документы могут быть полностью или частично утеряны. И самое главное: любой демонтажный проект — это игра со множеством неизвестных. Выходя на площадку мы, несмотря на все документы, с уверенностью можем предсказать только первый шаг. Все остальные запланированные шаги могут резко меняться в процессе производства работ. Чтобы минимизировать риски, мы проводим постоянный мониторинг, анализируем все этапы проекта и строго соблюдаем технику безопасности.

«СГ»: Можете привести какой-нибудь пример такого резкого изменения планов?

В.К.: Таких примеров множество. Можно вспомнить один из наших объектов десятилетней давности: это была территория химического предприятия в историческом центре города. До того как мы начали демонтаж, другой компанией была выполнена демеркуризация (очистка от ртути) здания. Мы должны были работать механизированным способом с применением экскаватора-разрушителя. Но при начале работ гидравлические ножницы… загорелись. То есть уже по факту выхода на объект мы получили «сюрприз», который нельзя было предсказать по имевшимся данным. Первоначальный план пришлось менять: в такой ситуации нужно проливать здание водой внутри. Но работы уже начались, а значит, здание стало аварийным, поэтому нашим единственным вариантом осталось использовать подъемники и проливать здание водой с внешних сторон.

«СГ»: Актуальной для экологии темой является переработка строительных отходов. Расскажите, какие типы строительных отходов образуются при демонтаже?

В.К.: В зависимости от объекта при демонтаже могут образовываться отходы с 1 по 5 класс. Основной объем — это, конечно, 5 и 4 классы. Отходы 1-3 классов встречаются реже: например, при демонтаже оборудования, зачистке емкостей от нефтепродуктов, ликвидации складов химреактивов, специфичных производственных цехов, лабораторий, очистных сооружений.

«СГ»: И какой процент отходов демонтажные компании отправляют на переработку?

В.К.: Я, к сожалению, не могу говорить о показателях российского рынка в целом. В Москве переработка строительных отходов закреплена на законодательном уровне, но в российских регионах, увы, отходы почти всегда оказываются на полигонах. И это даже не самый плохой вариант: довольно часто расстояние от объекта демонтажа до ближайшего лицензированного полигона в регионах может составлять более 100 км, такое плечо перевозки значительно увеличивает затраты на вывоз отходов и, соответственно, стоимость реализации проекта в целом. В такой ситуации недобросовестные компании могут решить вывезти отходы в ближайший лес или на несанкционированную свалку.

«СГ»: «КрашМаш» активно работает в регионах. Как вы решаете проблему вывоза отходов на дальние полигоны?

В.К.: В регионах мы используем дробильные комплексы из собственного парка — перевозим их даже на большие расстояния и осуществляем переработку строительных отходов на месте. Благодаря этому уровень переработки отходов на наших объектах составляет в среднем 90%. А отходы высоких классов опасности, которые переработать на месте мы не можем, вывозим на 100 км и далее на специализированные полигоны. Здесь альтернативы пока нет.

«СГ»: Перевозка дробильных комплексов в отдаленные регионы, должно быть, увеличивает стоимость работ для заказчика?

В.К.: Напротив, благодаря использованию дробильных комплексов мы существенно сокращаем стоимость вывоза плюс предоставляем заказчику вторичный материал для дальнейшего инфраструктурного строительства. В результате затраты на проект минимизируются.

«СГ»: То есть проблем с переработкой отходов в регионах у ГК «КрашМаш» нет?

В.К.: Проблем с переработкой нет, есть проблемы с реализацией. К сожалению, вторичная продукция в нашей стране мало используется. Ввиду отсутствия достаточной информации по ее использованию в регионах все еще много опасений по приобретению «вторички». Нам приходится самостоятельно предоставлять всю необходимую документацию — технические условия, сертификаты, экспертные и лабораторные заключения — и разъяснять, что данный материал безопасен, свойства и состав достаточно изучены и, соответственно, вторичный материал может быть применен без опасений.

«СГ»: А как сейчас используются вторичные материалы?

В.К.: Наиболее популярные в использовании материалы — это вторичный бетон и вторичный щебень. Они применяются, например, для строительства временных дорог, устройства автостоянок, засыпок пазух фундаментов.

«СГ»: При демонтаже образуется большое количество отходов. Должно быть, трудно контролировать их вывоз на переработку?

В.К.: Раньше было сложно, да. Но современный уровень развития технологий позволяет поднять контроль всех производственных процессов на площадке на совершенно новый уровень. Так, в этом году, мы внедрили на своих объектах систему «Автомаршал». Система сохраняет информацию обо всех выезжающих с объекта автомобилях и фиксирует вес груза, вывозимого с объекта. Шлагбаум на пропускном пункте открывается только в том случае, если вес груза соответствует декларируемому.

«СГ»: А что же «умный» снос? Вы применяете эту технологию в своей работе?

В.К.: В Москве мы работаем в рамках программы реновации и ряда других государственных программ, поэтому все проекты компании выполняются с применением «умного» сноса. Но для нас это не какой-то новый подход к реализации демонтажных проектов — это методика поэлементной разборки, которую мы на своих объектах применяем уже очень много лет. Сама по себе формулировка «умный» снос даже немного обидна. Демонтаж — это сложный инженерный процесс, требующий точных расчетов и учета множества факторов. И «умным» его делает не поэлементная разборка как таковая. Но что поделаешь — термин, похоже, прижился.


«СГ»: В «зеленом» строительстве есть ряд международных стандартов, которые отражают экологичность — BREEAM, LEED. Могут ли такие стандарты применяться к демонтажу?

В.К.: Конечно! Демонтажные работы — это подготовка строительной площадки и, соответственно, часть процесса строительства, которая также аттестовывается по «зеленым» стандартам. В Европе множество демонтажных проектов могут похвастаться соответствием стандарту. В России с международными стандартами пока работаем только мы — с соблюдением стандартов BREEAM мы сделали уже несколько проектов.

Но надо заметить, что требования «умного» сноса, по сути, совпадают с требованиями BREEAM и LEED. Благодаря программе реновации у нас появился собственный «зеленый» стандарт. И если раньше с BREEAM и LEED в России работали только зарубежные компании, то сегодня «зелеными» стандартами интересуются и российские компании. Департамент строительства и правительство Москвы «подтолкнули» нашу отрасль сделать огромный шаг вперед.

«СГ»: Вы представляете российскую демонтажную отрасль в Европейской ассоциации демонтажа. На ваш взгляд, отстает ли российский рынок от европейского в вопросах переработки отходов сноса?

В.К.: Система сертификации LEED появилась в 1998 году. Соответственно, уже больше 20 лет наши коллеги контролируют все потоки строительных отходов на объектах, совершенствуют процессы переработки и вывоза, а также законодательство и нормативные документы. Система управления строительными отходами, как и показатели переработки, в каждой стране свои, но нельзя отрицать, что у Европы и США было больше времени на развитие своих стандартов. Тем не менее, с началом программы реновации мы начали идти в правильном направлении, и я надеюсь, что «умный» снос как российский «зеленый» стандарт сможет в ближайшее время выйти за пределы столицы и распространиться по всей территории страны.

«СГ»: Планирует ли «КрашМаш» активно участвовать в совершенствовании российского законодательства в области обращения с отходами от сноса и демонтажа?

В.К.: Любые изменения мы всегда начинаем с себя. Работая с Европой, мы переводим действующие стандарты и регламенты в области обращения с отходами и адаптируем их к российским реалиям, применяя на своих проектах и отслеживая эффективность. Можно сказать, что у нас сейчас собрана наиболее полная библиотека знаний о рынке. Свой опыт мы передаем коллегам по рынку, выступая на конференциях, а также в рамках сотрудничества с профессиональными союзами и объединениями. С этой же целью нами был создан и Союз демонтажных компаний. Поэтому, конечно, если нас позовут, мы будем только рады быть полезными и вложить свои опыт и знания в совершенствование законодательства.

«СГ»: Подводя итог нашей беседы, можете ли вы сделать какой-то прогноз — когда рынок демонтажа в России придет к широкому использованию «зеленых» стандартов?

В.К.: Последние несколько лет показали нам всем, что прогнозы — занятие крайне неэффективное. Но если говорить серьезно, полагаю, что система контроля за переработкой отходов, внедренная в Москве, перейдет в регионы вместе с распространением успешного опыта программы реновации. Но «зеленый» демонтаж — это не только работа по стандартам BREEAM или LEED, это, в первую очередь, ответственный подход всех подрядчиков к переработке строительных отходов и к экологическим рискам как таковым. А эта ответственность, к сожалению, в текущих реалиях должна формироваться сверху — путем ужесточения законодательства за незаконный сброс отходов и повышения привлекательности использования вторичных материалов.

Справочно:

ГК «КрашМаш» — крупнейшая компания на российском рынке сноса и демонтажа. За 15 лет работы она сформировала крупнейший парк современной специализированной техники — 250 единиц и реализовала наиболее сложные и комплексные проекты как в плотной городской застройке, так и на территории промышленных предприятий. ГК «КрашМаш» является активным участником программы реновации Москвы и ряда других государственных программ, а также представляет российскую демонтажную отрасль за рубежом.

ГК «КрашМаш» вошла в топ-40 крупнейших демонтажных компаний мира

По итогам ежегодного рейтинга, составляемого британским изданием Demolition and Recycling International, ГК «КрашМаш» заняла 36-е место среди 100 крупнейших демонтажных компаний мира (оказавшись единственной компанией из России, попавшей в топ-50) и 3-е место среди компаний — дебютантов рейтинга.

Demolition and Recycling International — наиболее авторитетное издание на мировом рынке демонтажа, которое на протяжении многих лет анализирует показатели демонтажных рынков США, Азии, Восточной и Западной Европы и составляет объективный рейтинг 100 крупнейших компаний.

По итогам 2020 года абсолютным лидером рейтинга DR Top-100 осталась американская компания NordStar. Второе место — и лидерство среди компаний Европы — сохранилось за английской компанией Keltbray.

«Результаты рейтинга текущего года показывают, что мировая отрасль демонтажа успешно преодолела последствия пандемии, негативно сказавшиеся на всех региональных рынках, — комментирует генеральный директор ГК «КрашМаш» Виктор Казаков. — По итогам прошлого года мировые показатели рынка демонтажа демонстрируют положительные тенденции».


Теги: