ТИМ встал на рельсы: железнодорожники делятся опытом внедрения цифровых моделей

ТИМ встал на рельсы: железнодорожники делятся опытом внедрения цифровых моделей

ТИМ встал на рельсы: железнодорожники делятся опытом внедрения цифровых моделей Shutterstock/FOTODOM

Виктор КОЛОМИЕЦ, первый заместитель генерального директора – главный инженер компании «Росжелдорпроект» (входит к ГК "1520"):

Виктор Коломиец.jpg

В начале 2022 года обязательное применение технологии информационного моделирования (ТИМ) при разработке объектов капитального строительства, финансируемых государством, из далекой перспективы стало реальностью. В сфере инфраструктурного строительства железные дороги — то направление, где происходит обкатка технологий, которые уже завтра будут применяться во всей стройотрасли.

Несмотря на очевидные преимущества ТИМ, включая экономический эффект от сокращения расходов на эксплуатацию построенных объектов, до недавнего времени говорить о повсеместном практическом применении цифровых моделей не приходилось. Серьезные подвижки начались в конце прошлого года. Эти изменения также затронули и «железнодорожный строительный блок», где пилотными проектами для отработки новых технологий стали «Строительство дополнительных приемо-отправочных путей на станции Ядрин Дальневосточной железной дороги» и «Второй главный путь на перегоне «Ния—Таковка» Восточно-Сибирской железной дороги». Выбор объектов не случаен: они оба входят в комплексную программу модернизации инфраструктуры, утвержденную правительством РФ.

Специалистам «Росжелдорпроекта» впервые предстояло сформировать информационные модели линейных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта по результатам инженерных изысканий и по всем основным разделам проектной документации. Безусловно, ранее компания применяла элементы ТИМ в своей работе, но только для формирования документации по конкретным разделам. Задача создать общую единую модель до этого не ставилась.

Организация работы и перспективы

Для работы над объектами «дорожной карты» в короткие сроки в филиалах «Дальжелдорпроект» и «Иркутскжелдорпроект» были созданы соответствующие рабочие группы, обучены сотрудники. Результатом стало оперативное выполнение работ, причем многие из них (например, моделирование раздела «Технологические и конструктивные решения линейного объекта» и элементов раздела «Проект организации строительства») выполнялись институтами впервые. При моделировании исходной ситуации по результатам инженерных изысканий и создании проектной модели было достигнуто максимальное соответствие текущим требованиям к информационным моделям, содержащимся в документах федерального и отраслевого уровней. Готовые модели были представлены заказчику — РЖД и Главгосэкспертизе. Следующим шагом стала совместная с заказчиком проверка моделей и детализация требований к информационным моделям линейных объектов железнодорожной инфраструктуры.

Безусловно, для реализации таких инновационных проектов важна грамотная организация всех процессов, контакт руководителей предприятий и рабочих групп. Большая ответственность — выбор ТИМ-менеджера, так как для отрасли проектирования железнодорожной инфраструктуры это уникальная позиция. Выбор менеджера во многом определяет результат, и этот процесс не должен оставаться без личного участия руководителя. В ходе реализации проекта надо стараться вносить организационные корректировки по мере возникновения таких потребностей, не дожидаясь завершения проектов.

Наш опыт говорит, что, во-первых, правильно с самого начала оценить значение плотного системного взаимодействия в рамках рабочих групп и с основным заказчиком (РЖД), и с Главгосэкспертизой. Не все вопросы решаются сразу, но мы ведем экспертный диалог и постепенно приходим к единой точке зрения.

Во-вторых, уже с начала 2021 года в компании были сформированы планы по обучению персонала, значительно более масштабные, чем в предыдущие годы. Если в 2020 году мы обучили 50 человек, то в 2021 — уже 285. Программа обучения составлялась в точном соответствии с конкретными потребностями по проектам, над которыми шла работа. Персонал обучали как базовым навыкам, так и эффективному применению программного обеспечения для информационного моделирования. На 2022 год мы планируем снова увеличить объемы обучения, а также рассматриваем возможность создания собственного учебного центра по направлению проектирования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В-третьих, мы оценили объем трудозатрат при формировании информационных моделей объектов железнодорожной инфраструктуры и решили значительно усилить службу по информационным технологиям в части развития программных средств, автоматизирующих процессы и на стадии проектирования, и на стадии формирования информационных моделей по результатам инженерных изысканий. Учитывая наличие у нас собственных систем автоматизированного проектирования, мы рассчитываем на заметный результат, связанный с интеграцией, в первую очередь, специализированных систем проектирования с имеющимся у нас программным обеспечением для информационного моделирования. Кроме того, наши усилия будут направлены на реализацию такого важного преимущества ТИМ, как возможность коллективной работы в единой среде общих данных, обладающей всей информацией об объектах проектирования, документации, моделях и процессах.

Подводя итог, отмечу, что, работая над проектами дорожной карты, мы на практике оценили для себя основное преимущество ТИМ — это гарантия качества документации, основанная на достоверной, без пространственных коллизий, модели, точный учет объемов работ, контроль изменений на всех связанных моделях.

Трудности и особенности внедрения

В числе проблем внедрения ТИМ необходимо отметить прежде всего некоторое нормативно-техническое и технологическое отставание: нет удобных настраиваемых средств просмотра и анализа информационных моделей, особенно для линейных объектов, а нормативная база отстает от темпов практического внедрения.

Другим важным аспектом считаю дальнейшую популяризацию и интенсификацию внедрения технологий информационного моделирования, их повсеместное развитие с учетом безусловных преимуществ данных практик. Приведу простой пример, характерный именно для железных дорог. При проектировании пути обязательно соблюдение таких геометрических параметров, как габариты приближения строений, ширина междупутья. Сейчас эксперт может проверить их на планах, поперечных профилях, соответствующих ведомостях путем выборочного просмотра значений, или измерить их непосредственно в исходных файлах. В проектной модели мы моделируем пространство, образованное очертанием габарита по всей длине пути, и нарушение габарита легко обнаружить проверкой на коллизии. Применение ТИМ существенно ускорит экспертизу: для этого средства просмотра и анализа информационных моделей у экспертов должны обладать соответствующей функциональностью.

На сегодняшний день очевидно: впереди у строителей много кропотливой и интересной работы. Надеюсь, наш опыт будет полезен другим игрокам рынка.

Теги: