Что происходит с рабочими профессиями в век высоких технологий
В Москве прошли отборочные состязания по блоку компетенций (навыкам и умениям, которыми обладает специалист, — «СГ») «Творчество и дизайн» по стандартам WorldSkills. Участие в них приняли более 400 человек из пятидесяти с лишним регионов. Отборочные состязания по другим направлениям — «Обслуживание гражданского транспорта», «Сфера услуг», «Специалисты, занятые на промышленном производстве», «IT-технологии» и «Специалисты строительной сферы» — пройдут в Ульяновской и Московской областях, Хабаровском крае, Республиках Саха (Якутия), Татарстан и Чувашия. А финал WorldSkills Russia пройдет с 16 по 19 мая в Краснодаре. Главная задача этих соревнований — повысить качество профессионального образования и престиж высококвалифицированного труда представителей массовых профессий, в том числе строительных, сформировать позитивное отношение к востребованным в экономике города специальностям. Они также способствуют профессиональной ориентации молодежи и внедрению в систему профобразования передовых мировых практик. О том, какие перемены происходят на рынке, и с какими вызовами сталкивается сегодня система среднего профессионального образования, корреспонденту «СГ» рассказал генеральный директор союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Роберт УРАЗОВ.
«СГ»: От дорожных строителей мне часто приходилось слышать байки о виртуозах-грейдеристах, которые на своей огромной машине могли выровнять слой дорожной одежды с миллиметровой точностью. Это такой собирательный образ мастера своего дела. Но вдруг оказалось, что после оснащения грейдеров бортовыми компьютерами и внедрения программы спутникового ориентирования виртуоз «дядя Вася» уже не востребован. Что происходит сегодня с рабочими профессиями? Получается, что мастерство и многолетний опыт старых профессионалов больше не нужны?
Роберт Уразов: С развитием технологий часть компетенций, действительно, выпадает, но неизбежно появляются новые. Сейчас возникает больше задач, которые требуют навыка программирования. От специалиста требуется больше знаний и умений в области цифровых технологий. Например, в построении 3D-моделей, если мы говорим о работе того же грейдериста. Ему ныне требуется не столько мастерство в ручном управлении грейдером или бульдозером, сколько умение работать с компьютером, задавать ему нужную программу.
«СГ»: Российская система среднего профессионального образования готова к новым вызовам?
Р.У.: К сожалению, в целом она не соответствует современным требованиям. Есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание. Среднее профессиональное образование в своем традиционном виде нацеливает на простой труд с минимальной автоматизацией. Между тем, труд современного рабочего намного сложнее. Если говорить о требованиях к новым специалистам, то в существующей системе координат они находятся где-то между требованиями среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО). То есть, в СПО ощущается недостаток инженерных навыков, а в ВПО налицо нехватка прикладных навыков. Сейчас стоит задача это пространство заполнить. Найти те элементы, которые позволят из классических синих воротничков сделать сине-белых.
«СГ»: Но система образования достаточно инерционна. И колледжи могут еще довольно долго готовить специалистов по традиционным программам.
Р.У.: Вопрос, насколько наша система подготовки кадров является восприимчивой по отношению к новациям в экономике, поскольку технологическая отсталость еще не преодолена. Наша промышленность, по оценкам экспертов, на 70% является аналоговой. Это означает, что элементов алгоритмизации и цифрового управления пока недостаточно, в процесс производства вовлечено слишком много работников, и производительность труда относительно невысока.
«СГ»: А не получится так, что мы будем готовить специалистов под передовые, но не существующие еще в реальности производства? Насколько востребованы будут такие работники, не будет ли им сложно найти работу?
Р.У.: Не думаю, что у них будут проблемы. Если мы говорим о вновь создающихся производствах, то это, как правило, заводы и фабрики, работающие на весьма солидном современном технологическом уровне. Кроме того, рынок, в том числе и строительный, в связи с разными обстоятельствами существенно сократился. Это усилило конкуренцию на рынке. Для руководителей предприятий и компаний строительного профиля вопрос оптимизации производства встал достаточно остро. И если раньше за счет большого количества заказов можно было обеспечить работой и неэффективные компании, то сейчас ситуация поменялась, и становятся востребованными новые методы проектирования, новые технологии, материалы, методы управления производством. Строительные компании под давлением сужения рынка, возросшей конкуренции вынуждены внедрять инновации, оптимизировать все процессы. Возросшая конкуренция также означает рост требований к качеству строительства, соблюдению сроков, а это, в свою очередь, повышает требования к работникам. То есть, отчетливо формируется запрос на персонал нового уровня.
«СГ»: Есть понимание, каким будет будущее рынка труда, в том числе рабочих профессий?
Р. У.: Мы ведем исследования FutureSkills, то есть, изучаем проблему «соревнования» среди профессий будущего. Формируем некое техническое задание на образование рабочих в связи с развитием цифровой и роботизированной экономики. Кроме того, стараемся определить круг профессий, которые будут трансформироваться. Например, сейчас все шире распространяется автоматическая сварка, и представители этой профессии оказываются без работы. В этой ситуации умение сварщика держать руку так, чтобы она не дрожала, может быть востребовано в других сферах, в областях, связанных, например, с точной обработкой различных изделий.
«СГ»: Этот частный случай показывает, что современные технологии могут вытеснять человека из сферы производства. Как решать проблему сокращения числа рабочих мест в целом?
Р.У.: Смены технологического уклада происходят регулярно. Конечно, было движение луддитов, которые наломали дров, точнее, станков. Но это движение достаточно быстро сошло на нет после того, как появились новые виды занятости. Сейчас виды деятельности, которые станут массовыми, пока не известны, их еще только предстоит найти. И здесь роль государства заключается в том, чтобы определить рынки труда и новые профессии, которым имеет смысл обучать граждан.
Справочно
WorldSkills International (WSI) — международная некоммерческая ассоциация, основанная в 1953 году, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации, популяризация рабочих профессий через проведение соревнований. В деятельности организации принимают участие 76 стран. Проект проведения первого национального чемпионата WorldSkills Russia был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) в октябре 2011 года. В 2012 году Россия вошла в состав организации. В 2016 году сборная России на чемпионате Европы в Швеции заняла первое место в общем зачете. Местом проведения очередного мирового первенства в 2019 году выбрана Казань.