Есть известные в стране предприятия, в силу специфики изначально поставленные в суровые условия первопроходцев. Их задача — прокладывать в сложных условиях маршруты, дающие импульс экономическому развитию. В их числе ООО «Уренгойгидромеханизация», с ее руководителем Николаем ЛЕВАНОВЫМ состоялся предметный разговор.
— Николай Иванович, в июне коллектив «Уренгойгидромеханизации» и ветераны предприятия отмечают юбилей?
— На торжествах мы будем вспоминать три события, ставшие вехами трудовой деятельности. Полвека назад У.С. «Абаканстройпуть» Минтрансстроя СССР передислоцировали в Тюмень с переименованием в У.С. «Тюменстройпуть». Это произошло в связи с началом строительства железной дороги Тюмень—Сургут— Нижневартовск, затем Сургут—Уренгой—Ямбург. Для выполнения гидромеханизированных земляных работ в составе треста «Трансгидромеханизация» в 1966 году приказом Минтрансстроя создано СУ №489, передислоцированное в 1971 году в Сургут и в 1984 году преобразованное в трест «Сургуттрансгидромеханизация». Наше становление — период мощного развития нефтяной и газовой отраслей на тюменских «северах», страна «прирастала» Западной Сибирью! Действовали решительно, быстро, на перспективу: без развитой инфраструктуры северный край с громадными запасами углеводородов развиваться бы не смог.
Трест «Уренгойгидромеханизация» приказом Минтрансстроя образован в 1986 году для выполнения гидромеханизированных земляных работ при освоении Ямбургского месторождения и строительстве других объектов в Ямало-Ненецком АО. Его усилили мощностями и кадрами: «Сургуттрансгидромеханизация» передала 3 производственных участка: Уренгойский, Таркосалинский и Ноябрьский.
— Вы были одними из первых в области гидромеханизации?
— Да. В мировой практике отсутствовали аналоги применения гидромеханизации за Полярным кругом. Из-за недостатка дренирующего грунта отсыпка полотна внутрипромысловых дорог и кустовых площадок под бурение осуществлялась на лежневые основания из леса хвойных пород. В результате уничтожались тысячи гектаров лесных массивов! Страдало и качество сооружений.
Но уже при возведении железной дороги Тюмень—Сургут силами СУ №489 было выполнено до 25% земляных работ, на участке Сургут—Нижневартовск — около 50%. Что касается использования гидромеханизации на нефтяных месторождениях, то датой отсчета стал 1972 год. Тогда на Солкинском месторождении гидронамывом выполнили площадку кустового основания.
Гидромеханизаторы предложили Миннефтепрому услуги по обеспечению потребности в дренирующем грунте с соответствующими расчетами-обоснованиями. Нефтяники приняли предложение — в результате гидромеханизация на «нефтянке» приобрела «лавинообразный» характер: уже к 1975 году объем намыва превысил 30 млн куб. м! Вырубка леса для «лежневок» прекратилась. Когда возможности гидромеханизации стали обеспечивать потребности нефтяников в дренирующем грунте, темпы обустройства месторождений значительно возросли. В 1984 году гидромеханизация пришла на газовые месторождения, началось освоение Ямбурга.
— Что способствовало развитию гидромеханизации на севере Тюменской области?
— К этому «подтолкнули» сами природные условия: взгляните на физико-географическую карту области и представьте сотни тысяч квадратных километров болот. А запасы дренирующего грунта, пригодного для отсыпки в сооружения, разрабатываемые традиционным сухим способом, ограничены. Между тем, пески высокого качества, залегающие под поверхностью болот, в акваториях рек и озер, добываются лишь с помощью гидромеханизации!
Гидромеханизация по технологическим параметрам имеет ряд преимуществ. С увеличением глубины разработки карьера требуется в несколько раз меньше площадей, отводимых под карьеры; эти площади для сухих карьеров расположены на высоких, залесенных отметках.
Карьеры гидромеханизации после их отработки не нарушают ландшафта, так как не выходят за пределы берегов акватории. В мелководных же озерах, отведенных под карьеры после их заглубления, создаются условия для развития ихтиофауны, они зарыбляются естественным путем...
— Формируя возможности для рекультивации природной среды обитания...
— Да. Учтем важный побочный фактор: в криолитзоне создаются круглогодичные водоемы пресной воды, пригодные для быта и промышленных целей. Мы можем поставить себе в актив отработку технологии намыва на полном кругообороте воды, исключающей попадание рабочей воды в источники. Осуществлены организационные и технологические мероприятия по оптимизации работ на Ямале, севере Красноярского края…
— Годы становления предприятия — самые трудные. Что помогало их преодолевать, работать с высокими результатами?
— Самоотверженный труд коллектива и четкая организация производства. У нас концентрировался квалифицированный персонал, а всесоюзное объединение «Трансгидромеханизация», куда входил трест, направляло к нам специалистов со всей страны.
В условиях жесткого лимитирования материальных ресурсов, в условиях социализма, неоценимо помог средствами трест «Нижневартовсктрансгидромеханизация». Из Нижневартовска прибывали квалифицированные специалисты с «сибирским» опытом работы. И среди работников производственных участков, переданных из треста «Сургуттрансгидромеханизация», костяк кадров — с опытом работы в Ямало-Ненецком АО.
— Скажите несколько слов о преимуществах и приоритетных особенностях гидромеханизации.
— Возведя земляное полотно гидронамывом или отсыпкой из намытого грунта, мы снимаем проблемы, присущие «сухому» способу в условиях вечной мерзлоты, когда мерзлый грунт требуется разрыхлить, не исключая буро-взрывные работы. Укладке грунта в земполотно предшествуют оттаивание и обезвоживание, иначе грунты имеют длительную консолидацию. Также земполотно подвержено деформации, наблюдается неравномерная осадка покрытия. Гидромеханизацией грунт заготавливается с заданными параметрами фильтрации, плотности, гранулометрического состава.
Да, гидромеханизация дешевле и экологически совершеннее «сухого» способа, но отдельные проектные институты предпочитают традиционный «сухой» способ. Очевидно, сказывается влияние компаний, специализирующихся на «сухом» способе.
— Каковы основные направления деятельности компании?
— Мы выполняем полный комплекс работ: изыскания карьеров, проектную документацию, согласование работ с природоохранительными органами и получение полного комплекта разрешительной документации, намыв грунта, рекультивацию нарушенных земель и сдачу их землепользователям. Созданы хорошие производственные базы в Коротчаеве, Бованенкове, Ванкоре, Салехарде. Налажены деловые отношения с Цимлянским судомеханическим заводом, ПАО «ВНИПИгазодобыча», ЦНИИС, ФГУ «Госрыбцентр».
В распоряжении предприятия более 40 плавучих землесосных снарядов, вспомогательная техника: бульдозеры, экскаваторы, трубоукладчики, автотранспорт, даже собственный флот. Гордость «Уренгойгидромеханизации» — землесосные снаряды производительностью от 200 тыс. до 1 млн куб. м грунта в год.
Основные виды работ следующие: намыв профиля земполотна; намыв территорий под жилищное и промышленное строительство; дноуглубление с намывом набережной и обустройством прибрежной территории; намыв дренирующего грунта в штабели для последующей вывозки.
— Выглядит внешне просто и… глобально.
— География наших строек давно превратилась в символы нефтегазового комплекса. С энтузиазмом и мастерством учились работать в суровых условиях службы изыскателей, проектировщиков, транспортники, ремонтники, работники энергообеспечения. Впечатляют объемы — «Уренгойгидромеханизацией» выполнено работ в объеме более 250 млн куб. м!
Из них на Ноябрьской группе месторождений — 41 млн куб. м, на Заполярном — 33 млн куб. м, на Ямбургском — 26 млн куб. м, на Бованенковском — 31 млн куб. м, на Южно-Тамбейском — 21 млн куб. м, на Ванкорском — 22 млн куб. м. Намыты территории под жилищное строительство в Уренгое, Коротчаеве, Тарко-Сале, заготовлен грунт для отсыпки земполотна автодороги Надым—Салехард.
— За убедительными показателями стоит труд тысяч людей, не так ли?
— В год 50-летия гидромеханизации в Тюменской области считаю своим долгом назвать тех, кто способствовал ее широкому распространению. По инициативе Николая Георгиевича Вавилова, возглавлявшего трест, гидромеханизация «шагнула» за Урал. Много сделали для этого руководитель «Тюменьстройпути» Дмитрий Иванович Коротчаев и ведущий специалист института «Мосгипротранс » Соломон Наумович Махлис, директор института «Сибгипротранс» Али Халилович Алиджанов и руководитель «СУ-489» Евгений Михайлович Жуков.
Назову руководителей, чьи идеи и решения выступили генератором успеха. Это первый генеральный директор Владимир Михайлович Ковалев, главные инженеры Александр Владимирович Макаров и Виктор Степанович Калугин. Наши слова благодарности заместителю генерального директора Валентину Ивановичу Леванову, обеспечившему в сжатые сроки ввод в строй жилого поселка и производственной базы.
Глубокая признательность энтузиастам производства, наставникам, «сделавшим» поколения специалистов. Это бывшие начальники участков Сергей Сергеевич Козырев, Сергей Владимирович Никитин, Владимир Данилович Новиков, Евгений Иванович Черников, бригадиры земснарядов Виктор Дмитриевич Камалтынов, Иван Иванович Дудник, Алексей Петрович Сафонов, нынешние бригадиры Николай Николаевич Нащокин и Анатолий Федорович Бурлаков.
В нашей памяти — имена ветеранов, которых нет с нами. Мы о них обязательно вспомним на юбилейных торжествах, когда посетим преобразованные коллективом ООО «Уренгойгидромеханизация» места трудовых подвигов.
— Желаем новых созидательных дел, здоровья, успехов и благополучия коллективу компании и вашим семьям!
— Благодарим за поздравление! Наша задача — используя современные методы строительства, прокладывать новые пути, создавать условия для жизни и работы. Опыт свидетельствует: коллективу «Уренгойгидромеханизации» любые задачи по плечу.