Сложные расчеты

Shutterstock
Эксперты рассмотрели основные проблемы, с которыми сталкиваются регионы при пересчете стоимости госконтрактов

Злободневные вопросы пересчета стоимости государственных контрактов в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы были рассмотрены в рамках общероссийского практического онлайн-семинара для заказчиков и подрядных организаций, проведенного на днях Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) и Минстроем России. Участие в мероприятии приняли свыше 640 человек.

Открывая семинар, президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, что вопрос по корректировке стоимости контрактов по государственному и муниципальному заказам является одним из важнейших для стройотрасли. Подготовленный нацобъединением анализ по ряду объектов показал, что отсутствие корректировки твердой цены по ранее заключенным контрактам на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на сохранение объектов культурного наследия может привести не только к несвоевременному выполнению подрядчиками взятых на себя обязательств, но и к банкротству строительных организаций.

Затянувшийся диалог

Для минимизации таких рисков 9 августа 2021 года правительство РФ утвердило постановление №1315, предусматривающее возможность увеличения цены госконтрактов до 30%. При этом изменить цену контракта можно по согласованию сторон на основе дополнительного соглашения, и заново проверять инвестпроект на предмет эффективности использования средств не надо.

Как напомнил Антон Глушков, на индексацию заключенных контрактов в 2021 году из фонда национального благосостояния выделено 100 млрд рублей. Выделение из госбюджета средств для финансирования объектов в дорожной отрасли, достоверность увеличения сметной стоимости которых проверена Главгосэкспертизой России, уже началось. В то же время, субъекты РФ, по сведениям главы НОСТРОЙ, за деньгами на другие объекты в федеральный Минстрой пока не обращаются.

Принявшая участие в семинаре директор департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России Ирина Тютьмина подтвердила, что еще ни один субъект РФ не обратился в федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), которые являются главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС) и ведут контракты, имеющие ту или иную долю софинансирования из федерального бюджета. И это при том, что в региональные органы государственной экспертизы поступили заявления на 99 объектов капитального строительства из 887 таких объектов, по которым заключены контракты на общую сумму 504 млрд рублей. По 32 объектам из 99, зашедших в региональные экспертизы, имеются дополнительные лимиты бюджетных обязательств. При этом, по предварительной оценке, средняя величина увеличения контракта достигает 28,5%.

Отсутствие оперативности в выделении средств в рамках постановления №1315 может дорого обойтись подрядным организациям. Как подчеркнул Антон Глушков, скорость проведения этой работы крайне важна, потому что стоимость выполненных работ будет пересчитываться, начиная с даты вхождения в Главгосэкспертизу. По мнению президента НОСТРОЙ, медленное принятие решений субъектами РФ связано с отсутствием средств в местных бюджетах. И хотя часть средств регионы и муниципалитеты могут получить путем софинансирования из вышестоящего бюджета, остальную часть средств им все-таки необходимо предусмотреть в рамках своего бюджета. Справки о наличии этих средств при захождении в экспертизу не требуется, но рано или поздно эти средства надо будет изыскать, а это, с учетом всех необходимых по закону процедур, непросто. «Камень преткновения — в отсутствии взаимопонимания между подрядчиком и заказчиком, за счет каких средств будет произведена индексация в рамках конкретного проекта», — резюмировал Антон Глушков.

Схожую позицию по данному вопросу занимает и Ирина Тютьмина, которая считает, что основная причина сложившегося положения заключается в неурегулированных должным образом взаимоотношения заказчиков и подрядчиков. Она уточнила, что Минстрой России готов включить необходимые положения в действующие нормативные акты ведомства. Для этого министерству необходимы предложения от профсообщества по внесению соответствующих изменений. Координационную помощь в этом процессе может оказать НОСТРОЙ как объединение, представляющее интересы подрядных организаций.

Не все так безнадежно

Выводы, к которым пришли представители Минстроя России и НОСТРОЙ, в принципе, подтвердились последующими вопросами, заданными участниками семинара. Первый же из этих вопросов как раз и касался взаимоотношений заказчика и подрядчика. «В случае, если заказчик у нас уклоняется от подписания дополнительного соглашения, содержащего сведения об удорожании контракта, то какие действия должен подрядчик произвести для того, чтобы иметь возможность потом данную разницу взыскать через суд?» — спросила Анна Иванова из Свердловской области.

К сожалению, ответ Ирины Тютьминой был малоутешительным: «У вас есть единственная возможность — расторгнуть контракт. Потому что по гражданскому законодательству у подрядчика есть право обратиться к заказчику, а у заказчика есть право удовлетворить ваши требования. И у вас, и у заказчика только право. И есть на это судебная практика, она сложилась уже годами». По словам директора департамента Минстроя России, доказать, что был форс-мажор, в этой ситуации подрядчику довольно сложно, и не всегда решения судов на стороне подрядных организаций. «Вы вправе расторгнуть контракт и возместить, соответственно, все те неустойки, которые этим контрактом предусмотрены», — резюмировала Ирина Тютьмина.

Оптимизма в данной ситуации добавил модератор семинара — исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, сообщивший, что нацобъединение и саморегулируемые организации оказывают подрядным компаниям активную поддержку по спорам, которые у них возникают в тех или иных судебных инстанциях, и если не будет найден способ конструктивно решить этот вопрос, то он будет рассмотрен индивидуально.

Ответивший на последующие вопросы участников семинара заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев напомнил о работе специального раздела на сайте Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (fgisrf.ru), где представлены подробные материалы по процедуре изменения цены госконтрактов, а также публикуются разъяснения по конкретным случаям в рамках методики пересчета договоров.

За пределами постановления

Антон Глушков также обратил внимание и на то, что постановление №1315 касается только тех объектов, где заказчиками выступают федеральные агентства и ведомства. По этой причине в отношении объектов, финансируемых регионами, ситуация с пересчетом контрактов еще более замедлилась, поскольку каждому из этих субъектов надо издать свой нормативный документ. НОСТРОЙ пытается ускорить принятие таких документов, однако по состоянию на 11 октября они приняты только в 65 из 85 субъектов РФ, и об их эффективности пока ничего не известно.

Кроме того, президент НОСТРОЙ напомнил, что необходимо также реализовать изменения в постановление правительства РФ от 1 июля 2016 года №615, регулирующее формирование стоимости по капитальному ремонту. Эти изменения позволяют с 13 октября пересматривать твердые цены таких договоров и вносить в них корректировки.

Не изменилась пока ситуация и в отношении договоров, заключенных в рамках федерального закона от 5 апреля 2013 года №44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» со сроком действия менее одного года. Сумма таких контрактов превышает 700 млрд рублей, однако нынешняя редакция 44-ФЗ не допускает их индексации. Курской областной Думой уже подготовлен законопроект, позволяющий урегулировать эту проблему. В свою очередь, глава Минстроя России Ирек Файзуллин поддержал эту инициативу и обратился к вновь избранным депутатам Государственной Думы с просьбой скорейшим образом рассмотреть поправки в 44-ФЗ в целях устранения этого нюанса в законодательстве.

Антон Глушков, президент Национального объединения строителей:

Screenshot_1.png

«На местах сейчас поэтапно принимают локальные акты, регламентирующие возможность изменения цен контрактов на объекты, возводимые за счет регионального и муниципального бюджетов. У нас есть регионы-лидеры, которые уже приняли соответствующие документы. Но вместе с тем есть ряд субъектов, которые все еще считают, что проблема с корректировкой цены ранее заключенных контрактов не актуальна и у строительных компаний собственных ресурсов достаточно, чтобы своевременно выполнить поставленные задачи в рамках госзаказа»

Кстати:

В правительство РФ внесен проект нормативного акта о принятии поправок в постановление №1315, которые позволят изменять цену контрактов, заключенных до 1 октября 2021 года со сроком исполнения более 1 года и стоимостью не менее 1 млн рублей. Вносятся изменения и в приказ Минстроя России №500/пр, что даст возможность пересчитывать стоимость контракта в связи с удорожанием строительных ресурсов по уже принятым работам с 1 января 2021 года.