Существующая контрактная система закупок товаров, работ, услуг для госнужд остается одной из болевых точек в отношениях между строителями и государством. Речь об этом вновь шла на круглом столе «Повышение прозрачности системы закупок в строительстве», организованном недавно Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ).
По мнению модератора круглого стола — члена Совета Федерации Аркадия Чернецкого, федеральный закон № 44- ФЗ был «заточен» под борьбу с коррупцией, но при этом обернулся значительными издержками для строительной отрасли. Ориентация исключительно на цену привела к тому, что тендеры во многих случаях выигрывают компании, не обладавшие компетенциями, необходимыми для реализации проекта. Мнение представителей строительных организаций практически едино: необходимо переходить от стоимостных показателей к качественным. Не цена, а именно качество строительно-монтажных работ должно стать главным критерием при выборе подрядчика.
Пожалуй, в наиболее концентрированном виде позицию критиков закона № 44-ФЗ сформулировал генеральный директор ОАО «Мосгорторги» Александр Павленко. Он считает, что Россия пошла по пути аукционов. Чтобы свернуть с него, надо, прежде всего, ввести предквалификацию, позволяющую учитывать «качество» каждой строительной компании, и перейти к проведению конкурсов на услуги и строительство объектов. «Нужно принципиально «сносить» этот закон, — заявил Павленко. — То, в чем мы с вами живем сегодня, — это даже не прошлый век, а позапрошлый». Однако для этого необходимо будет решить ряд задач. По мнению гендиректора компании, сегодня госзаказчики часто не справляются с подготовкой конкурсов. «Ждать, когда наш чиновник перестроится, повысит свою квалификацию и будет грамотно готовить конкурсную документацию, невозможно», — сказал Александр Павленко.
В связи с этим была высказана идея создать с помощью НОСТРОЙ специализированную организацию, которая могла бы заниматься подготовкой конкурсов и документации. По словам оратора, в мире существуют организации, которые выполняют эти функции, особенно для государственных заказчиков.
Впрочем, не все участники круглого стола были согласны с радикальным предложением отказаться от закона № 44-ФЗ. Несмотря на критику и большое количество изменений, вносимых в документ, он по-прежнему необходим. Об этом заявила директор по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ» Юлия Обаляева, рассказавшая в своем докладе об аккредитации торгов в сфере строительства. По ее словам, новые положения, вступившие с 1 июля 2019 года, наделяют оператора электронной торговой площадки полномочиями по ведению реестра участников закупок, аккредитованных на данной площадке. Если в отношении участников закупки правительством установлены дополнительные требования, заявки на участие осуществляются только участниками закупки. Их электронные документы (или их копии) размещены оператором электронной площадки в реестре участников закупок. Оператор проверяет эти документы.
По мнению Юлии Обаляевой, фактически это означает, что пред- квалификация, к которой призывают противники закона № 44-ФЗ, уже работает, но об этом мало кто знает. На контракты свыше 10 млн рублей могут прийти только те компании, которые есть в реестре. В то же время Обаляева признала, что заказчики пытаются обойти это ограничение: они специально дробят закупки, чтобы сумма была меньше 10 млн. Тогда в закупках могут принимать участие поставщики, не включенные в реестр. В результате на площадке СБАСТ в 2019 году было проведено 73 тысячи закупок при начальной максимальной цене торгов менее 10 млн рублей на общую сумму 201 млрд рублей. В 2018 году таких закупок было почти вдвое меньше — на сумму всего 107 млрд рублей. В то же время в сегменте закупок от 10 млн до 100 млн рублей произошло снижение на 20%.
Номер публикации: №49 13.12.2019