Курсом на экологизацию: власти и бизнес проявляют интерес к «зеленой» повестке

Курсом на экологизацию: власти и бизнес проявляют интерес к «зеленой» повестке

Курсом на экологизацию: власти и бизнес проявляют интерес к «зеленой» повестке Shutterstock/FOTODOM

В последние десятилетия вопросы городского развития все чаще рассматриваются во взаимосвязи с темами устойчивой эволюции и минимизации негативного воздействия на климат и окружающую среду. На состоявшихся на днях XIV Сабуровских чтениях одним из центральных событий стала конференция, на которой ведущие российские эксперты попытались суммировать имеющиеся подходы в рамках «зеленой» повестки и предложили пути эффективной интеграции экологических практик в промышленное производство, градостроительство и городское управление.

Базой для дискуссий участников мероприятия стал концептуальный доклад «Зеленая» повестка устойчивого развития городов», подготовленный в Фонде «Институт экономики города» (ИЭГ). Излагая его основные тезисы, президент ИЭГ Надежда Косарева напомнила, что, согласно данным ООН-Хабитат, города потребляют 78% мировой энергии и производят более 60% выбросов парниковых газов. Как ответ на это негативное воздействие возникло множество концепций, направленных на выработку политики, формирующей экологические города будущего (устойчивого развития, «умного» города, «зеленого» строительства, экономики замкнутого цикла и т. д.). Целевые установки этих концепций и механизмы их реализации во многом пересекаются и в совокупности иногда именуются «зеленой» повесткой. Но в российской практике они нередко воспринимаются и реализуются в отрыве друг от друга, а вопросы урбанистического прогресса рассматриваются, как правило, недостаточно комплексно. Поэтому в целях их эффективной реализации в России нужны интеграция различных подходов и выявление возможных сфер их практического воплощения.

Надежда Косарева также напомнила, что еще в 2015 году Генассамблея ООН приняла систему из 17 целей устойчивого развития (ЦУР), содержащую 231 уникальный показатель. Непосредственно городам посвящена цель №11, достижение которой заключается в том, чтобы «сделать города и населенные пункты открытыми, безопасными, жизнеспособными и устойчивыми». В 2020 году аналитический центр при правительстве РФ подготовил национальный обзор хода осуществления повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Но содержащиеся в нем показатели отличаются от международных. «В перечне отсутствуют показатели для ряда задач, в некоторых случаях российские показатели, на наш взгляд, тематически не вполне соответствуют задачам ЦУР, — отметила представитель ИЭГ. — Например, задача 3.9 ставится как “снижение смертности от различных форм загрязнения”, а российский показатель отражает только сам уровень загрязнения».

В целом, к вопросам городского развития, климатической и экологической повестки в ооновской системе относятся 33 из 169 задач ЦУР, а российские показатели относятся к 16 задачам. И, как считают в Фонде, необходимо гармонизировать отечественную систему показателей целей устойчивого развития с международной.

Выступивший следом генеральный директор ИЭГ Александр Пузанов остановился на вопросах имплементации «зеленой» повестки в систему муниципального управления. По его мнению, роль муниципалитетов прежде всего должна заключаться в нормативно-правовом регулировании этих вопросов, экологизации в сфере предоставления муниципальных услуг и муниципальных закупок, модерировании и акселерации процессов экологизации городской экономики и, наконец, в стимулировании экологически ответственного поведения жителей города. При этом экологизацию городской экономики необходимо продвигать путем перехода транспорта и энергетики на «зеленые» технологии, повышения энергоэффективности, а также развития циркулярной экономики, городского садоводства и сельского хозяйства.

В дискуссии также принял участие вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз, обративший внимание на тот факт, что принятой в прошлом году «Стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» установлены положения, направленные на формирование комфортной городской среды, охрану экологии, снижение объема выбросов парниковых газов и энергетическую эффективность. «Важным направлением документа является реализация проектов с учетом необходимости адаптации городов к изменениям климата», — подчеркнул он.

Далее Антон Мороз напомнил, что одним из ключевых «зеленых» направлений сейчас является переход к экономике замкнутого цикла. По словам представителя профсообщества, в прошлом году в стране стартовал федеральный проект, главная задача которого — создание необходимой инфраструктуры и условий для вовлечения отходов в хозяйственный оборот, а к 2030 году необходимо добиться использования вторичных ресурсов, в частности, в строительстве, — на уровне 40%. Как считают в НОСТРОЙ, для этого нужна регулирующая нормативная база, которая в России почти полностью сформирована, в том числе приняты нормативные акты, направленные на урегулирование деятельности со вторичными ресурсами.

В целом, все участники Сабуровских чтений высказались в пользу активизации работы в целях реализации мер «зеленой» повестки. В частности, член Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Илья Миняев заявил о необходимости расширения мер господдержки и программ по модернизации коммунальной инфраструктуры, а также высказался в пользу разработки программы энергоэффективного капремонта. Также экспертом были затронуты такие темы, как внедрение экологических стандартов в практику городского управления (на примере Вологды), некоторые аспекты влияния цифровых технологий на развитие городов, взаимосвязь «зеленой» экономики с индустриями и т. п.

Своим мнением на этот счет уже после мероприятия со «Стройгазетой» поделился директор по корпоративным отношениям компании «Цементум» (ранее — Holcim) Виталий Богаченко. Эксперт уверен, что «зеленая» повестка в России сохраняет свою актуальность. Подтверждение тому — появление сразу двух национальных систем «зеленой» сертификации зданий, которые заменили собой такие международные системы, как LEED, BREEAM и другие.

«Речь идет о ГОСТ Р для жилых объектов от финансового института развития в жилищной сфере “ДОМ.РФ” и системе “Клевер” (“ВЭБ.РФ”) для общественных и промышленных зданий, — поясняет эксперт. — Обе эти системы не только аккумулировали опыт международных инструментов по “зеленой” оценке объектов строительства, но и содержат конкретные российские наработки. Например, они в большей мере, чем их зарубежные предшественники, предусматривают учет экологического воздействия стройматериалов, применяемых при строительстве и отделке зданий, а также поощряют предоставление открытых данных о жизненном цикле стройресурсов. Основная проблема состоит в том, что раньше верификация данных об углеродном следе строительных материалов осуществлялась по международным стандартам с помощью деклараций EPD (Environmental Product Declaration). В настоящее время у российских производителей стройматериалов отсутствует доступ к данным стандартам. Чтобы восполнить этот пробел, в План национальной стандартизации 2023 года был внесен национальный стандарт ГОСТ “Экологическая декларация строительных материалов и технологий. Общие требования”, позволяющий формализовать правила оценки экологичности строительных материалов. Работа над новым ГОСТом уже ведется, и специалисты нашей компании принимают в ней активное участие».

Поддержал производственник и тезисы Антона Мороза про экономику замкнутого цикла, приведя свой пример, когда на одном из заводов холдинга в процессе изготовления цемента применяется альтернативное топливо (которое производят из остатков сортировки ТКО, так называемых «хвостов»), частично замещающее природный газ, являющийся невозобновляемым источником энергии. В 2022 году замещение природного газа альтернативным топливом составило свыше 17%. Преимущество данной технологии также в том, что она позволяет экономить и ископаемые минеральные добавки, так как образующийся зольный остаток в процессе химической реакции в печи становится частью клинкера. Дополнительным бонусом становится сокращение площадей мусорных полигонов в регионе.

Еще одно решение, влияющее на экологичность строительных материалов, — замещение природного сырья вторичными сырьевыми материалами (золы ТЭС и металлургические шлаки, техногенный гипс и т. д.). Эти сырьевые добавки используются при производстве высокодобавочных цементов; они уже обожжены, а значит, являются углеродонейтральными.

Что касается доли рынка «зеленых» стройматериалов, то пока она небольшая, но, по убеждению эксперта «Стройгазеты», будет расти. «Идет работа над нацстандартом ГОСТ “Экологическая декларация строительных материалов и технологий. Общие требования”, который позволит формализовать правила оценки их экологичности, — добавил Виталий Богаченко. — Помимо этого, потребители стали требовательнее и среди прочих факторов все чаще обращают внимание на экологичность и энергоэффективность зданий. А так как строительство действительно “зеленых” зданий невозможно без применения экологичных стройресурсов, то, конечно, рост этого сегмента на рынке продолжится».

Антон МОРОЗ, вице-президент Национального объединения строителей:

мороз.jpg

«Работа с “зеленой” повесткой нацелена не только на обеспечение комфорта для жителей, но и на решение задач по сбережению энергии, экономному расходованию ресурсов, профилактике стихийных бедствий»

Справочно:

Основные направления устойчивого (в том числе «зеленого») развития России, направленные на привлечениe внебюджетных средств в подобные проекты, утверждены специальным распоряжением правительства РФ от 14 июля 2021 года №1912-р.