Как юные представители стройотрасли видят проблему преобразования заброшенных промышленных территорий
В российских городах хватает заброшенных заводских территорий и объектов, находящихся в запущенном состоянии — они могли бы получить вторую жизнь в результате ревитализации. О том, как промзоны становятся общественными пространствами, и какую пользу могло бы принести привлечение к таким проектам молодых специалистов, рассказывают в своей работе представители НИУ МГСУ — старший преподаватель Владимир Колчин и студенты Иван Лисицын и Алина Странадко (работа публикуется в сокращенном виде).
Вопрос интеграции заброшенных заводов в систему города стоит в России, пережившей в XX столетии промышленную революцию, очень остро. Поэтому реновация бывших промышленных объектов для создания благоприятной городской среды — важнейшее и наиболее актуальное направление развития российских городов.
Такие промышленные зоны представляют собой существенный земельный резерв вблизи исторического центра для строительства и реконструкции. Лучшие примеры в практике градостроительства говорят о том, что это перспективные районы для создания новых городских общественных центров, мотивирующих экономическое развитие, которые повышают привлекательность города для туризма и жизни.
Помимо новой функционально-планировочной программы бывших промышленных территорий, разрабатываются предложения по благоустройству территории, которые бы способствовали объединению ранее закрытого объекта и городской среды. Для этого, при разработке концепции обновленного комплекса, имеет значение активное взаимодействие архитектуры и озеленения внешнего и внутреннего пространства.
Принимаются следующие этапы осуществления ревитализации бывших промышленных зон:
• выбор точек развития и определение их функций;
• разработка проектов использования пространств;
• поиск лиц, заинтересованных в проекте;
• определение характера и сроков реализации программ.
• развитие постоянных и устойчивых процессов на территории;
• расширение используемой территории;
• привлечение крупных инвесторов;
• развитие более масштабных коммерческих проектов;
• замещение временных и малых проектов более крупными;
• завершающая стадия освоения прилегающей территории, создание единой среды;
• создание целостного образа территории.
Единый образ территории зависит от композиционного принципа, заложенного при реконструкции бывшего промышленного предприятия. Выбор композиции зависит от исходного расположения корпусов предприятия и наиболее функционального и эффективного варианта их архитектурного объединения в один комплекс.
В качестве примера рассмотрим лофт-проект «Этажи», расположенный в Санкт-Петербурге. В создании арт-пространства, расположившегося на месте бывшего хлебозавода был применен прием дисперсной структуры реорганизации пространства, который представляет собой несколько блочных объемов или локаций, соединенных крытыми и открытыми переходами и коридорами. Этот прием стал центральным в формировании обновленного образа территории, так как был обусловлен существующим расположением построек и подчеркнул взаимосвязанность территорий бывшего завода.
Лофт-проект «Этажи», г.Санкт-Петербург
Поскольку главной особенностью бывших промышленных зданий является наличие большепролетного пространства с раскрытыми конструкциями, необходимо грамотно адаптировать это пространство под новые функции и создать колоритный интерьер нового объекта.
Бывшие промышленные территории также имеют особенный техногенный ландшафт, который может быть раскрыт и подчеркнут с помощью дизайна среды. Раскрытие ландшафтного потенциала бывшей промышленной территории является одной из задач средовой реконструкции.
При реконструкции бывших промышленных территорий используются следующие приемы:
• Выявление пространства за счет обнажения несущих конструкций: балок и колонн;
• Выделение основных пешеходных связей;
• Интеграция озеленения в полузакрытое пространство внутреннего двора, а также в закрытое пространство внутренних помещений комплекса;
• Вертикальное озеленение;
• Создание эксплуатируемой зеленой кровли.
Зеленая кровля общественного здания
Так как новая функция реконструируемого объекта определяет объемно-планировочное решение будущих интерьеров, целесообразно, обозначить новую функциональную классификацию объектов, претерпевших изменения:
• Жилая функция. Апартаменты, гостиницы и общежития.
Адапация промышленных помещений к жилому назначению предполагает максимальную открытость различных функциональных зон.
• Деловая функция. Деловые центры.
Цеховое пространство, предполагающее коллективный труд связано с современным типом организации пространства офиса «открытое пространство», при котором сотрудники находятся в общем, разделенном невысокими перегородкам зале. В отношении композиционной типологии данная функция наиболее успешно осуществляется в бывших административных и производственных помещениях городских мануфактур.
• Коммерческая функция. Торговые центры, рестораны, шоу-румы.
Торговая функция не является абсолютно новой относительно многих типов промышленных зданий. Именно поэтому торговыми центрами наиболее часто становятся бывшие склады и портовые постройки.
• Культурно-досуговая функция. Культурные центры, библиотеки, творческие студии, репетиционные базы, клубы.
Многофункциональные культурные центры могут выступать в роли выставочных, концертных и театральных площадок. Здесь же могут находиться репетиционная база и балетные классы, художественные и музыкальные кружки, лектории, библиотека.
• Музейно-выставочная функция. Музеи, галереи, выставочные центры.
Характер музея может быть связан с историей данного места, его изначальной функцией. Подобное перепрофилирование, как правило, направлено на создание зоны движения посетителей.
Таким образом, выбранное направление ревитализации бывших промышленных зданий обозначает их историческую значимость и напоминает о его актуальности и ценности в настоящее время. Данная сфера деятельности способа повысить качество архитектурной среды с помощью углубленного изучения социальных процессов в городских общественных пространствах. Отмечено, что обеспечение поэтапного восстановления нарушенного экологического равновесия между натуральными и искусственного происхождения компонентами, среды, считается воплощение архитектурно-ландшафтной реконструкции мегаполиса.
Одним из самых ярких примеров сохранения культурного наследия и преобразования старого и нефункционирующего здания можно считать крупнейший фуд-корт в Европе «Депо» в городе Москва. В нем объединена историческая культура, современный дизайн и коммерческая деятельность.
«Депо» — крупнейший в Европе фуд-маркет, работающий на территории бывшего Миусского трамвайного парка на улице Лесная в Москве. По структуре фудмолл можно разделить на две части — рыночную и ресторанную. Основным направлением коммерческой деятельности является устойчивый бизнес, а не на прорывные стартапы.
Фуд-холл «Депо»
После окончания функционирования старого депо встал вопрос о его дальнейшей судьбе, а именно:
-
Создание музея
-
Снос и возведение новой постройки
-
Ревитализация здания
Создание музея хорошо скажется на туристической направленности, но не будет пользоваться такой популярностью, как иные туристические места города.
При сносе здания и возведении иного – происходит потеря культурного наследия и новое здание может стать более «проигрышным вариантом».
Ревитализация — лучший вариант развития событий. При нем сохраняется архитектура 1911 года и добавляется архитектура современности, здание становится коммерческим и помогает в развитии экономики, а что самое важное – становится местом притяжения в городской среде.
Итогом становятся улучшения в:
-
Экономической направленности. Вложенные средства окупаются за счёт аренды квадратным метров ресторанами и торговыми ларьками, а они, в свою очередь — реализуют свою продукцию.
-
Социальной направленности. Это место получило огромную проходимость. Благодаря архитектурным решениям, горожане приходят в это место не только за покупками, но и посмотреть на новый подход в строительстве.
Внутренняя отделка фуд-холла «Депо»
Во всех городах на данный момент присутствуют заброшенные здания, которые остановили свою деятельность по разным причинам. Их оставляют на растерзание времени, либо выставляют на торги, но мало находится желающих заниматься ими. Объектом для такого рассмотрения мог бы стать, например, Дом культуры Московского локомотиворемонтного завода, построенный в 1928 г. по проекту архитектора В. Владимирова, находящийся по адресу: г. Москва, улица Плющева 18а.
Он представлял из себя объемный театральный корпус на 1000 зрителей с двумя симметричными глухими кубами, зажимающими окна фойе, перпендикулярен одноэтажному клубному корпусу с кружковыми помещениями. Массивность форм клуба подчёркивается по контрасту тонкими деталями — плоским геометрическим рельефом на стенах и полукруглыми пилястрами-простенками между окнами первого этажа, выкрашенными когда-то в терракотовый цвет.
Клуб никогда не менял своей функции. В небогатом на культурные развлечения районе он привлекал много посетителей: здесь показывали кино, шли спектакли московских театров, работали детские кружки и устраивались дискотеки. Очень ценилась и библиотека клуба.
Дом культуры Московского локомотиворемонтного завода в 1939 году
После пожара в 2007 году его оставили без внимания, не стали восстанавливать или менять его назначение. Тогда как его реконструкция с привлечением к работе молодых специалистов могла бы решить следующие проблемы:
-
Финансирование проектной работы. По данному зданию можно провести конкурс на самый реализуемый и оптимальный проект, в котором будут участвовать студенты со всей страны.
-
Экономия на стадии реализации проекта. Студенты колледжей получат практику на реальном объекте и улучшат свои навыки.
-
Увеличение общественных мест для отдыха. Люди, проживающие в ближайших окрестностях получат новое, современное место для времяпрепровождения и отдыха.
-
Поддержание культурного наследия. В истории запомнятся труды народа в разные периоды истории.
Дом культуры Московского локомотиворемонтного завода в 2020 году
Из этого здания можно было бы сделать прекрасное место отдыха и музей памяти культуры той эпохи. После проведения конструктивных и косметических работ, можно организовать зеленую зону, музей культуры и идеологии того времени, что поспособствует развитию новых поколений, на прилегающей территории обустроить места под проведение пикников (мангалы, лавки со столами), а также восстановить сцену для проведения праздников и разных мероприятий.
Теоретически, оно может принести пользу во многих направлениях:
-
Улучшение общественного пространства в спальных районах
-
Повышение профессионализма нового поколения
-
Повышение социального уровня жизни
-
Увеличение стоимости недвижимости
-
Повышение архитектурного уровня в стране
-
Прогресс в увеличении общественных пространств
На данном примере, можно понять, что заброшенные здания могут послужить местом для развития строительной деятельности в непривычном формате на благо общества.
Культурные функции общественных пространств способны помочь обнаружить благоприятные для предоставленных территорий средства городского дизайна. Таким образом, возможно увеличить качество строительной среды с поддержанием углубленного исследования общественных процессов, а также сформировать современное общественное пространство с сохранением индивидуальности архитектуры на бывшей промышленной территории.