Нина ДАНИЛИНА, д. т. н., завкафедрой «Градостроительство» НИУ МГСУ
Охватившая мир пандемия коронавируса поставила много сложных вопросов перед строителями, архитекторами и урбанистами. Какой теперь будет наша жизнь? Как изменится система планирования и управления городами? Об этом шла речь на российско-германских онлайн-дебатах «Город после пандемии», организованных недавно Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ).
Слишком малое время, прошедшее с начала пандемии, и стрессовая ситуация, вызванная вынужденной самоизоляцией, пока не позволяют дать исчерпывающие ответы на все вопросы. В профессиональном сообществе нет единой точки зрения на то, каким должен стать город после пандемии. Одни считают, что мир уже не будет прежним, другие — что маятник лишь качнулся в сторону и скоро вернется на прежнее место. На мой взгляд, истина лежит где-то посередине. Нам предстоит найти такие решения для городской среды, которые будут способствовать адаптации населения в любых ситуациях, в том числе и при возникновении продолжительной угрозы. Эту непростую задачу можно условно разделить на два направления: общее и частное. Под общим мы будем понимать те проблемы, которые относятся к городу в целом, его инфраструктуре и управлению, а частным — то, что касается человека и его индивидуальных потребностей. На мой взгляд, наибольшие изменения коснутся городской инфраструктуры, планирования и управления. Они будут масштабными, хотя и не всегда заметными.
Для начала сформулируем те вызовы городской среде, которые ей бросил коронавирус. Во-первых, возникли проблемы с наличием комфортных условий для самоизоляции, как материальных, так и психологических. Во-вторых, встал вопрос доступа к жизнеобеспечивающим услугам и сервисам. В-третьих, выявилась недостаточная обеспеченность общественными территориями, позволяющими соблюдать условия социальной дистанции. В-четвертых, отсутствуют механизмы территориального управления поведением населения. В-пятых, возникла повышенная потребность населения в передвижениях на дистанции, превышающие пешеходную доступность. В-шестых, отсутствовали возможности для самореализации.
Как видим, проблема гораздо шире, чем нехватка жилого пространства в квартирах, и решать ее необходимо путем перехода к полицентрической системе расселения. Что это значит? Это значит, что необходима реализация принципов районной планировки с рациональным размещением промышленного, гражданского, транспортного и рекреационного строительства. Каждый район должен представлять собой город в миниатюре с высоким качеством пространства жизнедеятельности и организацией процесса ее управления, с магазинами, объектами культурно-бытового назначения, зонами отдыха и пр.
Переход к такой концепции формирования района не есть что-то новое. Наоборот, она активно использовалась в отечественной архитектуре и градостроительстве и нашла отражение в планировке московских районов, которые с одной стороны, хорошо интегрированы в городскую среду, а с другой — предоставляют жителям полный набор необходимых социально-бытовых организаций: магазинов, аптек, медицинских учреждений и т.д. Полицентрическая система напрямую влияет на решение еще одной проблемы — транспортной. Наличие в одном районе всех необходимых элементов городской структуры позволяет уменьшить транспортные потоки, а значит, способствует снижению риска заболеваемости.
Говоря о транспорте, невозможно обойти вниманием еще один элемент городской инфраструктуры — это общественный транспорт. До пандемии во всех крупных городах мира пытались решить транспортную проблему, активно развивая метрополитен, сеть автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов. Пандемия заставила переосмыслить многое, в том числе нормы загрузки общественного транспорта и взгляд на наличие собственного автомобиля. Полное «искоренение» последнего явно преждевременно, личный транспорт оказался более безопасным в санитарном отношении.
Стоит отметить, что пандемия также стимулировала интерес к микромобильному транспорту: самокатам и электросамокатам, велосипедам и так далее. Этот транспорт экологичен, занимает мало места в городе, способен перемещаться по тротуарам. В целом он хорошо вписывается в полицентрическую систему. Поэтому еще одним результатом пандемии должно стать формирование непрерывной системы пешеходной и велотранспортной инфраструктуры, инфраструктуры для движения микромобильного электротранспорта. Но развитие подобного транспорта не должно снижать внимание к традиционным видам транспорта, так как и велосипед, и самокат имеют ярко выраженную сезонность и в условиях снежной зимы не могут быть использованы.
Еще одной очень важной проблемой становится наличие достаточных рекреационных пространств. В российской столице эта проблема стоит не так остро, Москва — очень зеленый город с большим количеством парков, скверов и зон отдыха. Применительно к Москве важно не просто обеспечить город парками (они уже есть), а сформировать зеленый каркас города. То есть нужны такие планировочные решения рекреационных пространств, которые обеспечивают потребности максимального числа пользователей в здоровом образе жизни как в нормальных условиях, так и чрезвычайных ситуациях. Благодаря зеленому каркасу город станет «проницаем» не только для пассажиров общественного транспорта, но и для пешеходов и велосипедистов. Отмечу, что концепция зеленых коридоров считается перспективной во всем мире. В нашей стране ситуация упрощается тем, что советские профили улиц позволяют создавать зеленые каркасы городов с наименьшими затратами.
Кроме того:
Малая подвижность и невозможность прогулок в условиях самоизоляции вызвала повышенный интерес к балконам и эксплуатируемым кровлям, а также заставила экспертов говорить об увеличении норм площади жилья на одного человека. В ходе онлайн-дебатов звучали предложения даже прекратить продажи небольших квартир эконом-класса и квартир-студий, а продавать только жилье повышенной комфортности. Однако такое жилье стоит дорого, и далеко не все могут его купить и содержать. Поэтому, с точки зрения экономики, такое решение нереализуемо.
Справочно:
В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1948 года здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Поэтому главной идеей концепции здорового города должно стать создание условий для жизнедеятельности населения с минимальными угрозами для здоровья, способствующих увеличению продолжительности и качества жизни.
Номер публикации: №28 17.07.2020