Стрит-арт и реновация

Стрит-арт и реновация

Уличное искусство сделает новые жилые кварталы привлекательнее

Новые жилые кварталы, создаваемые в Москве по программе реновации, могут стать площадками для развития различных видов уличного искусства. Об этом шла речь на сессии «Искусство и городская среда», организованной в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Стрит-арт, зародившийся как маргинальное движение протеста окраин, сегодня вышел на центральные улицы российских городов, а художников стали приглашать для оформления общественных пространств.

Одним из самых дискуссионных на сессии стал вопрос выбора места и тематики произведений настенной живописи. Мнения чиновников и художников кардинально разошлись. Представители властных структур считают, что решение должно приниматься экспертами, а деятели культуры предлагают опираться на мнения горожан. Российский художник-каллиграф Покрас Лампас предложил властям узнавать мнение горожан и о том, надо ли закрашивать то или иное изображение. «Важно поднимать вопросы в медийном поле и спрашивать аудиторию: хотели бы жители сохранить работу или нет? — считает художник. — В то же время и самим авторам нужно углубляться в местный контекст». 

Однако помимо творческих разногласий на пути интеграции уличного искусства в городскую среду стоят и определенные финансово-хозяйственные проблемы.

Так, заместитель руководителя Москомархитектуры Татьяна Гук рассказала, что в столице регулярно обсуждается вопрос не только о том, кто будет оплачивать работу художника, но и о том, кто будет поддерживать созданное им произведение в непростых климатических условиях — под дождем, солнцем и снегом? Сегодня регламент, регулирующий эти вопросы, только разрабатывается. Другим важным аспектом, по мнению участников сессии, является использование граффити как рекламы. В последнее время все чаще стали появляться уличные рисунки, продвигающие те или иные товары. У экспертов нет пока единого мнения, как к этому относиться и требования каких законов применять.

Впрочем, практически все участники обсуждений сошлись во мнении, что стрит-арт — это искусство, которое должно иметь шанс быть представленным в больших публичных пространствах. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, шанс для продвижения уличного искусства дает программа реновации. «Стрит-арт — хорошая тема, но я бы предложил делать это через профессиональные институции, приглашать в качестве кураторов, например, Третьяковскую галерею или музей современного искусства «Гараж», — сказал Кузнецов. — В настоящее время рассматривается возможность привлечения различных культурных фондов и учреждений в качестве кураторов по развитию уличной культуры в кварталах реновации». Архитектор считает, что уличное искусство может дать реновации дополнительный публичный резонанс. В качестве примера он привел стадион «Локомотив», территория перед которым уже украшена художниками. При этом речь идет не только о граффити, но и о других элементах уличного искусства.

Ранее Сергей Кузнецов отмечал, что в столичных кварталах реновации отмечается недостаток функций, кроме жилой. «Есть предложение открыть (там) новые культурные центры и музеи в кварталах, которые будут сформированы в рамках программы реновации жилья», — сказал главный архитектор столицы. Такие учреждения могут стать достойной альтернативой торговым центрам, которые сегодня являются основными точками притяжения на периферийных территориях. Постепенно крупные культурные центры будут появляться за пределами центральной части города. В качестве примера эксперты называют проект развлекательного кластера на ВДНХ, филиала Эрмитажа на месте бывшего завода ЗИЛ, а также музея на Ходынке и другие.


Справочно

Стрит-арт (англ. Street art ) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. Основной частью стрит-арта является граффити, но к нему также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог.

Теги: