Рецепты благоустройства

Рецепты благоустройства Фото: Михаил Яркеев

В Саратове прошел второй урбанистический форум «Среда для жизни. Квартира и город»

Сделать города такими, чтобы люди ими гордились и не хотели уезжать, — таков главный посыл приоритетного проекта формирования комфортной среды. С момента запуска программы прошло совсем немного времени, но уже есть результаты. В прошлом году в рамках первого урбанистического форума «Среда для жизни» в Казани состоялось обсуждение и выработка стратегии программы, в этом году участники форума в Саратове могли уже видеть первые практические шаги. Задача тестового благоустройства — сэкономить бюджетные средства, представить горожанам проект до начала капитальных работ и узнать мнение жителей.

Врио губернатора Саратовской области Валерий Радаев рассказал, что на пешеходной улице Кирова был внедрен новый дизайн-код вывесок.

Они стали занимать не более 30% фасадов зданий, благодаря этому открылись исторические фасады, их подновили и привели в порядок. После этого улица заиграла новыми красками, стала притягивать больше горожан, а значит, стали окупаться и затраты. Сегодня КБ «Стрелка » совместно с американским архитектурным бюро, компанией DPZ, разрабатывают для Саратова детализированный документ, учитывающий большее число параметров: форму зданий, их визуальные характеристики, окружающую застройку улицы или квартала, причем не на весь город, а для каждого района отдельно.

Большая работа по переустройству идет и на привокзальной площади. Здесь изменена транспортная схема, площадь «поехала», упорядочены парковочные места, появились пешеходные связи. Чтобы горожане привыкали к тому, что вместо проезжей части на площади теперь пешеходная зона, на асфальте нанесен геометрический рисунок. Здесь же установлен стенд со схемой благоустройства и специальные ящики, в которые саратовцы могут опустить листочки с мнениями и пожеланиями. Вообще, считает генеральный директор «Стрелка Архитектс», куратор тестового благоустройства привокзальной площади в Саратове Дарья Парамонова, саратовцам еще предстоит разобраться с транспортной политикой. «Многие места в городе требуют транспортного переосмысления в пользу пешеходов, как и привокзальная площадь», — считает эксперт.

Деловая программа форума была очень насыщенной. Эксперты обсуждали критерии доступного и качественного жилья, делились опытом по обустройству городов в разных странах. Заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис представил первые результаты рейтинга регионов по реализации приоритетного проекта формирования комфортной среды. Наивысший результат у Саратовской области — суммарно она набрала 35 баллов. На 2 месте сразу несколько регионов: Белгородская и Новосибирская области, Хабаровский и Пермский края, у них по 32 балла. Третье место разделили Ульяновская, Иркутская, Оренбургская и Калининградская области. Замминистра отметил, что проект по благоустройству успешно запущен. «Во всех регионах-участниках уже приняты региональные программы формирования современной городской среды, — сообщил Андрей Чибис. — 72 региона, которые получили субсидии первыми, уже представили информацию о том, что все 1335 муниципальных образований, участвующих в программе, опубликовали свои проекты формирования современной городской среды на 2017 год».

Замглавы Минстроя России Никита Стасишин отметил, что сегодня необходимо не просто строить квадратные метры, но и создавать удобное городское пространство, благоустраивать прилегающие к жилым кварталам парки, продумывать комфортные дворовые пространства. «Эта работа в Саратове уже стартовала.

Первые ее результаты жители города смогли увидеть в рамках «Городских выходных», прошедших при участии АИЖК и КБ «Стрелка», — отметил замминистра.

Зарубежные эксперты сошлись во мнении, что трендом сегодняшнего дня является квартальная многофункциональная застройка, где в рамках одного кварс тала сочетались бы жилье, торговля, услуги, общественные пространства. В городе должна быть развитая транспортная схема и непременная пешеходная составляющая. Американский архитектор и урбанист Джеф Спек уверен, что пешеходный город экономически привлекательнее. «Из каждых заработанных 10 долларов в среднем американцы тратят 2-3 доллара на транспорт — общественный или личный, — сказал Спек. — Пешеходный город возвращает им эти деньги, а также возвращает здоровье и радость движения». Архитектор отметил, что независимо от климатических условий люди любят ходить пешком, поэтому адаптировать под пешеходов можно даже города с не самым мягким климатом. «Когда вы строите удобные, хорошо сформированные улицы, это позволяет минимизировать климатически неблагоприятные условия, делая города пешеходными », — считает Джеф Спек.

Опытом переустройства городской среды поделилась директор по развитию городских проектов мэрии Бордо Мишель Ларю-Шарлю. Четверть века назад Бордо был «запущенным» городом, терявшим население. Особенно страдала центральная часть города, где на момент начала городского переустройства пустовало около 20% домов. В 1995 году была принята стратегия возрождения города, разработана схема развития городских набережных. Развивался общественный транспорт. Был сделан акцент на сохранении культурного наследия. 50% общественных пространств стали пешеходными. В результате за двадцать лет в город вернулось 60 тыс. жителей.

«Благоустроительные» тенденции находят отклик и у российских девелоперов. Глава компании «ПИК» Сергей Гордеев рассказал о новых принципах застройки в проектах компании. Предприниматель также считает, что необходима квартальная организация жилой застройки.

Внутри каждого квартала должен быть двор без машин, а кварталы нужно соединять между собой четкой структурой улиц. Преимущество отдается разноэтажной застройке с преобладанием домов пониженной этажности — до 9 этажей, с одной высотной доминантой, к примеру, 16-этажной высоткой.

Спикеры форума говорили и о таких «мелочах», как создание сообществ жителей для решения бытовых вопросов и просто установления добрососедских отношений. Своим опытом поделился директор компании PRINZIP из Екатеринбурга Геннадий Черных. «Чем доброжелательней среда, чем больше в ней заботы о жителях, тем легче люди переживают стресс от переезда в новую квартиру, в новый дом. Это нужно и застройщикам — будет меньше негатива на пустом месте, больше позитивных отзывов и вместе с ними — новых клиентов », — уверен девелопер.

Где пройдет следующий форум, пока неизвестно. АИЖК планирует учесть пожелания администраций и жителей регионов России при выборе следующего города. «Мы совершенно неожиданно получили большое количество предложений о проведении форума в разных городах, — рассказал генеральный директор АИЖК Александр Плутник. — Мы планируем сейчас рассмотреть эти предложения, возможно, обсудить их с жителями городов, а потом уже обращаться в правительство РФ с заявкой на площадку, где будет проведен следующий форум».


Кроме того

В течение ближайших трех лет планируется разработать программу «Стандарты комплексного развития территорий» — она ляжет в основу жилищного строительства и развития городских общественных зон как в уже сложившихся районах, так и при освоении новых территорий. Стандарты будут учитывать исторические, культурные и климатические особенности каждого города. К лету 2018 года предполагается реализовать 210 проектов по улучшению общественных пространств в 40 городах, а также по преобразованию среды в 319 моногородах.


1267 делегатов приняли участие в деловом дне форума